Автор: Сергей Вильянов
Опубликовано в журнале "Домашний компьютер"
№4 от 4 апреля 2007 года
Много лет, читая статьи профессиональных музыкальных критиков, я задавал себе вопрос — гуманоиды ли их авторы, или замаскированные посланцы с планеты Кус Эмек, присланные на Землю с заданием взорвать мой мозг?
Нет, серьезно! Почему большинство этих профессионалов от искусствоведения издает восторженные рулады только по поводу самой странной, вычурной и просто неприятной для мало-мальски развитого слуха музыки? Почему я все время натыкаюсь на здоровенные обзоры «творчества» очередной артели по выколачиванию техно-фокстрота из водосточных труб, и только в нижнем углу странички читаю несколько строчек о том, что «Аквариум» выпустил новый альбом, но лучше бы он этого не делал, потому что на водосточных трубах в этой группе никто играть не обучен?
Оказавшись в шкуре обозревателя, я стал понимать собратьев по перу немного лучше. Наверное, если бы мне самому привезли на тест десяток системных блоков, предложив протестировать их за один рабочий день (стандартная задачка для музыкального критика, только ему привозят ящик дисков), я наибольшее внимание уделил бы компьютеру в прозрачном корпусе, до предела набитому разноцветными светодиодами, где вместо нормального DVD-привода красуется непонятная щель, а кулер видеокарты, вращаясь, исполняет полонез Огинского «Прощание с Родиной». Уделил только потому, что про такого странного уродца можно много всего написать, а что напишешь про обычную систему в обычном корпусе, кроме названия фирмы-сборщика и констатации самого факта ее работы?
Испугавшись, что и сам потихоньку превращаюсь в подобие профессионального музыкального критика, я решил в сегодняшнем «Письме» рассказать не о своих технофантазиях, а о реальном компьютере, который на днях купил мой хороший товарищ Игорь из подмосковного Подольска. Человек он требовательный и весьма дотошный, так что конфигурацию будущего компьютера выбирал долго и со вкусом. Особую остроту этому процессу добавлял тот факт, что Игоря трудно назвать богатым — он работает участковым терапевтом в городской больнице города Подольска. Конечно, благодаря усилиям государства, российские врачи стали зарабатывать получше, но даже при этом накопить на мощный системный блок остается для большинства из них нелегкой задачей. Но Игорь совместно с уже известным нам Тарасом Комразом смогли собрать сбалансированную систему, которая и стоит приемлемо, и практически обойдена компромиссами, связанными с ограничениями бюджета.
Расшифровка того, что доктор прописал в своем заказе, выглядит следующим образом:
1) корпус ANTEC P160 EU (без блока питания);
2) два гигабайта памяти A-Data DDR2 667MHz (в двух модулях);
3) материнская плата Gigabyte GA-965P-DS3;
4) жесткий диск Hitachi емкостью 320Gb с 16-мегабайтным буфером и скоростью вращения шпинделя 7200 об/мин;
5) кулер Scythe Infinity SCINF-1000;
6) процессор Intel Core 2 Duo E6300;
7) Sapphire RadeOn x1950 PRO Ultimate;
8) дисковод 3.5" 1.44 Mb ALPS Silver.
Блок питания (мощный Zalman ZM460(B)-APS) и звуковую карту (Creative SoundBlaster X-Fi Fatal1ty) Игорь решил переставить из старого компьютера, а остальную начинку последнего передал в дар племяннику. Пока же вы прикидываете уровень заработка подольских участковых врачей, я прокомментирую каждый из пунктов конфигурации.
К выбору корпуса наш герой подходил весьма основательно. Дело в том, что ему требовался одновременно и тихий, и надежный экземпляр, а такие сочетания у широких масс ажиотажным спросом не пользуются, и потому на прилавках они встречаются крайне редко. Не подумайте, что наши люди любят, когда компьютеры ревут кулерами на весь дом, а потом взрываются, извергая снопы искр и клубы разноцветного дыма. Просто действительно хорошие корпуса стоят дорого, а ни одно рекламное объявление не объясняет важность «коробки» в быстродействии и надежности системы. Там упор делается на гигагерцы с мегабайтами, а в последнее время — на пользу многоядерных решений, но нигде не написано, что все это, будучи помещено в тридцатидолларовый корпус, просто не может работать нормально. Уже потом, столкнувшись с неприятностями, люди начинают понимать разницу между десяти- и сорокадолларовыми блоками питания, но поначалу они влет покупают корпус какого-нибудь ColorsIT, чьи передние панели с переменным успехом имитируют внешность телефонов Nokia и горбатых «Запорожцев». Тем более стоит эта красота вместе с БП как раз заветные тридцать долларов.
Обойдется ANTEC P160 примерно в $120 1. Мой собственный Ascot 6AR6 , считающийся классикой бюджетного корпусостроения, стоит примерно столько же, но там в комплекте идет еще приличный блок питания мощностью 460 ватт, тогда как Antec этого бонуса ценой $35–40 лишен. Зато P160 целиком сделан из анодированного алюминия толщиной 1,2 мм, что значительно улучшает его способность рассеивать тепло. Разница действительно очень велика: если Ascot’у для поддержания внутренней температуры на приемлемом уровне требуются два 12-сантиметровых пропеллера и телескопическая труба с левого бока, то здесь все ограничивается одним пропеллером на тыльной стенке. Причем, судя по всему, экземпляр используется не из дешевых: при скорости вращения лопастей 1600 оборотов в секунду он прокачивает больше пятидесяти шести кубических футов воздуха в минуту, а уровень шума не превышает 28 Дб. Для сравнения: простенькие пропеллеры из Ascot’а прокачивают примерно тот же объем при 2000 об/мин, а шумят на 33 Дб. Еще одна полезная особенность корпуса Antec — два внутренних температурных датчика, передающих информацию на небольшой дисплей в верхней части лицевой панели. Там же расположены два гнезда USB, одно FireWire и пара стандартных аудиоразъемов.
В общем, корпус действительно очень хорош, и, не затрать я столько усилий на улучшение Ascot 6AR6, купил бы такой же.
Модули памяти A-Data мне пока тестировать не приходилось, но репутация у этого производителя — хорошая, и цену на свои изделия он обычно не заламывает. Выбор в пользу DDR2-667 — очень мудрое решение, и я знаю, насколько тяжело было Тарасу уговорить максималиста Игоря не тратиться на DDR2-800. Как я уже неоднократно писал, на реальную производительность системы частота памяти влияния практически не оказывает, и лучше на ней сэкономить, а разницу вложить в объем. Что в данном случае и было сделано: истратив на каждый модуль на двадцатку меньше ($80 вместо $100 за DDR2-800), наш доктор обзавелся двухгигабайтным ОЗУ, которое удовлетворит потребности всех современных игр и даже Windows Vista с запасом. Что же до разгона, до которого Игорь очень охоч, ничто не мешает зафиксировать частоту памяти на заданном уровне и спокойно наслаждаться экспериментами с шиной процессора.
О качестве материнских плат Gigabyte говорить не приходится: за исключением нескольких не очень удачных моделей (которые есть у каждого производителя) — они всегда очень хороши и потому популярны. За $145, уплаченных за Gigabyte GA-965P-DS3, пользователь получает поддержку всех известных на данный момент процессоров под LGA775, восьмиканальный звук, реализованный с помощью кодека Realtek, и до десятка USB-разъемов. Разумеется, ничто не помешает встроенными средствами организовать одну из популярных разновидностей RAID-массива, а всего к плате можно подключить до шести устройств с SATA-интерфейсом. Правда, тех, кто до сих пор использует винчестеры с «старым» IDE-интерфейсом (то есть — большинства) при апгрейде ждет неприятный сюрприз: соответствующий разъем на плате — всего один. Так что жесткому диску придется ютиться на одном шлейфе с оптическим приводом, пока хозяин не купит дополнительный PCI-контроллер.
Выбор в пользу чипсета i965P, а не флагманского i975x, кажется мне более, чем оправданным. Чуть меньшая производительность легко компенсируется небольшим разгоном, а что до дополнительных функций, то они все равно реализуются при помощи дополнительных чипов, и, при желании, можно подобрать мощно «навернутый» вариант на, казалось, бюджетном i965P. Пожалуй, и я сейчас бы остановился на нем, но, полгода назад, когда покупалась моя Asus P5W DH Deluxe, выбора плат под процессор Core 2 Duo вообще не было, и пришлось, забыв об экономии, брать лучшее из доступного. В данной модели Gigabyte меня смущает только отсутствие Wi-Fi или хотя бы второго сетевого интерфейса. Понятное дело, что людей, подобно мне пользующихся и районной сетью, и Интернетом через ADSL-роутер, очень немного, но, тем не менее, число плат с несколькими вариантами сетевого подключения на борту постоянно увеличивается.
Винчестеры емкостью 320 гигабайт сейчас — наиболее выгодное предложение по цене за единицу емкости. Размещение одного гигабайта данных 2 обойдется вам не дороже тридцати центов, тогда как в 400-гигабайтном варианте это будет стоить порядка тридцати пяти. Для нормального человека, который круглосуточно не скачивает игры и фильмы по широкому Интернет-каналу, трехсот с лишним гигабайт более чем достаточно, а в Подольске, как мне известно, даже на не очень быстрых безлимитных тарифах есть ограничение по трафику, превышение которого чревато резким падением скорости. Такой вот «анлимитед» по-русски.
Что же до марки винчестера, то тут не все так однозначно. В последнее время популярность продукции Hitachi в столице резко выросла, и до меня регулярно доходит информация о ее исключительной надежности. У Тараса это вообще любимый винчестерный бренд, потому что за минувшие полгода он лично продал больше пятисот экземпляров, из которых бракованным оказался всего один. Да и тот, возможно, просто удачно стукнули обо что-то твердое, не оставившее следов на корпусе. Чтобы оценить популярность Hitachi в широких массах, я на своем сайте организовал голосование по предпочтениям читателей, которое во многом подтвердило это впечатление. На первом месте, понятное дело, оказалась компания Seagate — ее продукцию предпочитает 41% читателей «Писем». В принципе, к этому результату можно приплюсовать еще 9%, отданные в пользу бренда Maxtor: как вы знаете, Seagate купила его еще в прошлом году. Второе место (23%) — у Hitachi, третье (18%) — у Western Digital. Четвертое место заняли винчестеры Samsung: их, как и Maxtor, выделяют 9% опрошенных. Интересно, что второе место Hitachi в сердцах пользователей вовсе не означает, что такие же нежные чувства к ее продукции испытывают и продавцы. К сожалению, винчестеры Hitachi в Москве купить ощутимо сложнее, чем все остальные.
Кстати, — еще об одном нюансе. На прошлой неделе я тестировал новый винчестер Western Digital WD5000AAKS, поддерживающий технологию перпендикулярной записи. Удивил он меня изрядно, потому что SiSoft Sandra присвоила ему индекс производительности 80 (!) мегабайт в секунду, тогда как у «самого быстрого в мире» SATA-винчестера WD Raptor с его шпинделем-«десятитысячником» этот же индекс равен 76. Конечно, в реальных приложениях «раптор» опережает WD5000AAKS за счет меньшего времени доступа к данным, но все равно результат новичка впечатляет.
Так вот, решив прицениться к новинке, я обнаружил очень странную вещь: в прайс-листах WD5000AAKS находится рядом со своим предшественником, WD5000KS, и стОят они абсолютно одинаково! А ведь это, мягко говоря, совсем разные модели, потому что в «просто KS» нет никакой перпендикулярной записи, пластин больше, а скорость работы, наоборот, меньше. Конкретно 500-гигабайтную версию я не тестировал, но мой личный WD3200KS больше 65 мегабайт в секунду не выжимает, а значит и его старший собрат до 80 ну никак не дотянет. Поэтому будьте бдительны, тем более что у Western Digital гигабайты с индексом AAKS/AAJS (и с приятными бонусами) с недавних пор продаются и в более мелкой расфасовке. Например, по 160 штучек в одном 3.5-дюймовом корпусе.
Кулер Scythe Infinity Тарас мне сватает уже несколько месяцев, обещая, что после его установки я смогу отказаться от использования трубы-воздуховода, без которой с нынешним изделием GlacialTech процессор греется довольно сильно. Оно, конечно, приятно, но, отдав $55, я в итоге просто повторю уже имеющийся результат. И не факт, что повторю полностью: согласно моим замерам температуры, труба помогает в охлаждении видеокарты и памяти, тогда как новый кулер будет заниматься одним процессором. Думаю, что Игорь, приобретя алюминиевый корпус, останется доволен Scythe Infinity, ну а мне придется пользоваться раз в месяц прочищать фильтр трубы от набившейся в него комнатной пыли.
Процессор Intel Core 2 Duo E6300 с точки зрения его возможностей и разгонного потенциала остается оптимальным вариантом для домашней системы, но если вы покупаете новый компьютер именно сейчас, есть смысл выбрать Pentium D или вовсе мигрировать на AMD. Объясню свою странную рекомендацию. Дело в том, что младшие модели новых процессоров Intel до сих пор — в дефиците, и немногочисленные счастливчики-продавцы, которым удается раздобыть Core 2 Duo, могут устанавливать на них любую цену. Потому что все равно — придут и купят. Разумеется, купить E6300 за рекомендованные самой Intel $183 невозможно — даже подозрительно дешевые предложения стартуют на отметке $225, а в крупных магазинах мне приходилось видеть этот процессор и за $314. Игорь ни на какие компромиссы в производительности идти не хотел, и потому взял процессор по нынешней цене, но если вам неприятно переплачивать, а знакомый продавец готов через месяц-другой поменять процессор с доплатой, возьмите двухъядерный Pentium долларов за сто. Про переход на AMD я, конечно, загнул: меня самого на эту платформу калачом не заманишь, а значит и других агитировать не рискну. Однако если вы там бывали и вам все понравилось… Что же, в таком случае можно купить недорогой Athlon 64 X2 и со стороны понаблюдать, как Intel удастся удовлетворить ажиотажный спрос на Core 2 Duo.
По поводу видеокарты у нас с Игорем шли довольно долгие словесные баталии. Сначала он хотел купить упрощенную 320-мегабайтную версию GeForce 8800GTS, но дешевле $400 даже ее сейчас не укупишь. Поэтому совместно с Тарасом мы уговорили доктора не швыряться деньгами, а пока поиграть в свою любимую третью «Готику» на чем-нибудь попроще и подешевле. Дескать, подешевеет GeForce 8800, тогда и сделаешь маленький апгрейд. Согласившись, Игорь довольно долго колебался между Palit 7900GS Sonic и Sapphire RadeOn x1950 PRO Ultimate, а в результате сделал выбор в пользу последнего варианта. Привлек он его не столько производительностью, сколько тихой системой охлаждения от Zalman: как мы помним, наш доктор является большим любителем тишины.
Справедливости ради стоит отметить, что в высокой цене GeForce 8800 косвенно виновата ATI. А точнее, купившая ее корпорация AMD. Презентация нового ускорителя Radeon X2900 была назначена на середину марта, и с российских журналистов, на нее приглашенных, успели собрать паспорта на предмет вклейки в них европейской визы. Однако в последний момент AMD решила презентацию перенести (что-то там с частотами чипов не заладилось), паспорта журналистам вернула и обещала еще раз пригласить в мае сего года. Ляпов такого уровня, пока ATI была самостоятельной, я не припоминаю, но, наверное, за желание ее нового владельца «вылизать» новый продукт можно только преветствовать. Однако, мы, пользователи, должны понимать, что пока GeForce 8800 остается единственным в мире ускорителем с поддержкой DirectX10, ждать значительного снижения цен даже на его самые простенькие инкарнации, как минимум, наивно.
Ну и, завершая пробег по «рецепту», — о дисководе. Честно говоря, я не сразу понял, зачем человеку при наличии двух DVD-рекордеров и десяти гнезд под USB-флэшки еще и этот анахронизм. Конечно, 180 рублей — сумма небольшая, но я сам обхожусь без «флопповода» уже года три, совершенно не чувствуя себя ущемленным в возможностях. Игорь объяснил, что, во-первых, местное управление здравоохранения до сих пор предпочитает передавать все важные документы на дискетках, а, во-вторых, ему нравится обновлять BIOS материнской платы, используя DOS-прошивальщик. Раз так, остается лишь удивиться, что появляются новые производители этих допотопных «рекордеров» — когда они меня еще интересовали, на глаза попадалась только продукция Mitsumi и TEAC. Впрочем, новые они на российском рынке, а самой японской компании ALPS Electric в следующем году стукнет шестьдесят лет.
Новый компьютер обошелся участковому терапевту из Подольска в тридцать тысяч рублей — разумеется, без учета уже имеющихся деталей. Подобранную конфигурацию за исключением дороговатой звуковой карты X-Fi Fatal1ty (ее можно безболезненно заменить на модель попроще от той же Creative) и корпуса (не всем нужно столько алюминия) можно смело назвать оптимальной домашней системой образца весны 2007 года. Даже если там ничего не менять, до конца года она будет радовать и такого любителя красивых трехмерных игр, как наш знакомый. Ну, разве что появится какая-то ужасно интересная игра, авторам которой будет лень тратить время на оптимизацию кода, и придется поменять видеокарту на более мощную.
Да, и еще об играх. Собрав компьютер, Игорь тут же решил поставить на него Windows Vista . В принципе, железо — все довольно свежее и породистое, так что проблем с драйверами возникнуть не должно. И производительности хватит за глаза. Но есть два «но», обойти которые будет нелегко. Первое — низкая производительность игр под «Вистой». Потери составят до 30%, и если в каком-нибудь древнем FarCry этого не заметишь, то в Gothic 3 разница тут же бросится в глаза. Но это еще мелочи по сравнению со вторым препятствием. Дело в том, что на любой современной звуковой карте — от тех, что встроены в материнские платы и до самых дорогих Creative X-Fi — в игровых приложениях под Windows Vista невозможно добиться многоканального трехмерного звука. То есть, дорогие геймеры, хотите пользоваться «Вистой» — заново привыкайте к стереозвуку безо всяких там ненужных эффектов. Помните, как звучал первый вариант Quake без патчей? Вот, что-то в этом роде будет издавать и Gothic 3, и Rainbow Six Vegas, и Max Payne с FarCry. Технологии DirectSound3D и EAX объявлены анахронизмами, как трехдюймовые дисководы — теперь надо все переделывать под «правильный» OpenAL. Компания Creative, правда, подсуетилась и выпустила бета-версию программы ALchstrongy, которая, согласно пресс-релизу, «самостоятельно сканирует компьютер на наличие популярных игр и преобразует их процедурные вызовы DS3D и EAX в формат OpenAL». Благодаря этому, опять же по данным пресс-релиза, «пользователи получают возможность наслаждаться любимыми компьютерными играми в полном объеме — с настоящим многоканальным звуком и звуковыми эффектами». Все вроде бы гладко, но мой глаз сразу цепляется за «популярные игры» и «преобразование вызовов». А вдруг моя любимая игрушечка по мнению Creative совсем не популярная, или ALchstrongy ее не найдет в недрах трех винчестеров? И что там про преобразование? Звуковые эффекты в играх бывают очень сложными, и, с учетом первого препятствия, эта дополнительная нагрузка нашему процессору явно ни к чему. Знаете, я помню, как в свое время Nvidia, стремясь завоевать сердца поклонников ускорителей 3DFX VooDoo, выпустила программку, позволявшую запускать написанные под Glide 3 игры на ускорителях Riva TNT и TNT2. Да, кое-как она запускалась, и в одной из последних версий я даже смог немного поиграть в модную тогда первую часть Unreal.Но сравнивать качество картинки и производительность не имело смысла — не говоря уж о стабильности. А ведь бета-версия ALchstrongy работает только с семейством X-Fi, оставляя за бортом многочисленных владельцев SoundBlaster Live и Audigy…
Умные люди считают, что благодаря OpenAL даже простенькие интегрированные решения будут звучать лучше X-Fi, а следовательно за ним — будущее. Если так, то Creative пора окончательно переключаться на решения для профессионалов да мр3-плееры с колонками. Но пока даже DirectX 10 не вышел, для нас, домашних геймеров, нет ни малейшего резона мигрировать на Windows Vista. А если уж так нравится красивый интерфейс последних, не поленитесь скачать из Интернета одну из многочисленных тем и утилит, позволяющих любоваться пресловутым Aero, работая в старых добрых XP.
И еще. Железки — железками, но меня больше всего радует, что участковый терапевт из небольшого города, работая в государственной больнице, сегодня может позволить себе купить хороший компьютер . Да, конечно, Подольск Московской области — не Маркс Саратовской, и близость к столице заставляет власти проявлять больше внимания к тем, кого называют бюджетниками. Но и Москва, знаете ли, не сразу строилась.
1 Одна фирма в Москве продает его за $325 да еще и под заказ, но я думаю, что у местных составителей прайс-листов просто кончились таблетки от жадности.
2 Разумеется, мы с вами помним, что производители винчестеров до сих пор считают мегабайт равным тысяче килобайт, а в гигабайте, по их версии, таких «мегабайт» не больше тысячи.
3 Glide API — собственный интерфейс прикладной программы (application programming interface), разработанный 3DFX для своих ускорителей. Его закрытость стала одной из причин последующих неудач 3DFX и поражение в конкурентной войне с Nvidia.