Любое изображение, созданное художником, как правило, имеет обрамление. Оно завершает композицию, выделяет изображение и вместе с тем связывает его с интерьером. Рама должна направить внимание зрителя на само произведение.
Многие художники придавали большое значение раме для своей картины. Считалось, что рама должна не только обрамлять картину, но и должна быть с ней единым целым. Поэтому художники рисовали эскизы элементов декора багета и даже сами его изготавливали. Рама должна подчеркнуть индивидуальность произведения искусства и в то же время быть элементом декора, объединяющим изображение и тот интерьер, в который оно помещено.
Картина, а вместе с ней и рама появляется примерно в XIV веке. История рамы неразрывно связана с историей искусства и архитектуры: каждый новый стиль вносил свои изменения в облик рамы. Благодаря такой смене стилей, сегодня существует большое количество коллекций багета различных направлений и стилей, расцветок и фактур.
В Россию импортируется багет из стран Западной и Восточной Европы, Азии и Америки. По дизайну лидером является Италия. Дизайнеры испанских багетных фабрик используют в декоре багета элементы старинных стилей. Из Великобритании везут багетный профиль, из которого можно сделать стильные рамы для современной графики. Качественные изделия немецких производителей багета идеально подходят для простых строгих рам. В последние годы в России стали появляться багетные фабрики, предлагающие большой выбор недорогого багета.
Сегодня в рамы оформляют не только живописные и графические работы. Уже невозможно представить без рамы гобелен или вышивку, да и со вкусом оформленная фотография смотрится совсем иначе. Оформить в раму можно постеры, плакаты, детские рисунки, документы, медали, объемные предметы. В раму можно заключить практически все: живописные полотна, старинные гравюры, зеркала, вышивку, гобелен, исторические документы, географические карты, ордена и монеты. Некоторые любители багета используют его в интерьере, обрамляя дверные проемы и окна. Нередко багет используется для оформления плазменных панелей и аквариумов, встроенных в стену.
Для оформления произведений искусства используют традиционные способы. Для каждого вида работ существуют определенные каноны и нюансы. Живописные работы, выполненные на холсте масляными или акриловыми красками, обрамляются не так, как произведения графики. Помочь в оформлении работ с учётом этих нюансов и призваны оформители и мастера багетных мастерских.
К понятию "графика" принято относить все, что изображено не на холсте, а на бумаге. Это могут быть рисунки карандашом, углем, пастелью, тушью, а также гравюры, эстампы. Ценность этих работ - в их неповторимости, они нарисованы художником в единственном экземпляре.
Другое дело - фотографии, постеры, плакаты и другие тиражные вещи. Но и они могут иметь художественную ценность. Все эти изображения нанесены на бумагу и нуждаются в защите и соответствующем обрамлении. Для оформления графических произведений необходимо стекло. Кроме него потребуются паспарту, задник и, конечно, рама.
Традиционно живопись не принято убирать под стекло. Высохший красочный слой имеет богатую, насыщенную фактуру, подчеркивающую индивидуальность руки художника. Кроме того, масляная или темперная живопись может быть покрыта защитными лаками, имеющими разную степень блеска.
Стекло "смазывает" всю прелесть живой поверхности картины.
Технология создания масляной живописи отработана веками и нацелена на длительную сохранность картин. Особенно хорошо выдерживают испытание временем изображения на деревянных поверхностях по левкасу (левкас - специальный грунт, применяемый в иконописи). Основа живописного полотна - это преимущественно льняной холст, натянутый на подрамник. Натянутый холст покрывается грунтом, содержащим мел и различные клеевые составы, - их рецептуру художники иногда составляют сами. На высохший грунт наносится само изображение.
Подбирая раму, нужно обязательно учитывать толщину подрамника.
Подобрать багет и изготовить из него раму можно в багетных мастерских. Одна из основных задач консультантов багетных мастерских заключается в том, чтобы найти компромисс между художественной ценностью изображения и требованиями интерьера и помочь клиенту выбрать багет для рамы.
В зависимости от того, в какой технике выполнено художественное произведение, а также от его темы, колорита, размеров - подбираются способ обрамления (цвет, профиль, орнамент и высота багета). Желательно, чтобы результат сочетался со стилем интерьера.
При затруднении с выбором совершенно естественно посоветоваться с сотрудником багетной мастерской – как правило, там работают люди с художественным вкусом, большим опытом и многолетней практикой.
Прошли те времена, когда рамки изготавливали из подручных материалов «на коленке». Профессиональные багетные мастерские оборудованы по последнему слову техники и использует высококачественные материалы. Это высокоточные станки для распила и сборки багета. Лишь при использовании таких станков можно добиться аккуратных стыков багета волосяной толщины.
Безусловным преимуществом заказа рамы в багетной мастерской (а не покупки готовой стандартного размера) является возможность индивидуально подойти к каждой работе, учесть все её особенности и особенности интерьера, в котором она будет размещена. Кроме того, обрамление будет выполнено точно по размерам.
Консультанты багетной мастерской, как правило, имеют художественное образование и большой опыт работы и помогут сориентироваться в многообразии видов багета и паспарту.
Если Вы решились воспользоваться услугами багетной мастерской, нужно не просто дать размеры, а привезти в мастерскую саму работу. Сделать это необходимо по нескольким причинам: во-первых, чтобы избежать ошибок, связанных с погрешностью измерения. Во-вторых, только имея перед глазами работу и прикладывая к ней образцы багета или паспарту, можно определить какой из предложенных вариантов оформления окажется наиболее удачным для этой работы (подойдет ей по стилю и цветовой гамме).
Как правило, такой вариант не один, и в выборе нужно руководствоваться особенностями интерьера. По истечении срока выполнения заказа остается только забрать обрамленную работу и повесить ее на стену.БАГЕТ (багетный профиль) - то из чего изготавливается рама. Сегодня можно увидеть в продаже деревянный, пластиковый и алюминиевый профиль всевозможных оттенков. Багет из тропических пород дерева лучше всего подходит для распила и сборки рам. Это легкий пористый материал, не имеющий годовых колец, что значительно облегчает работу и повышает качество рамы.
Современный качественный пластик по своим эстетическим характеристикам не уступает дереву, а стоимость гораздо меньше. Пластиковые рамы хорошо имитируют деревянные, отличаются легкостью, но не очень прочны и не подходят для обрамления старинных картин.
Алюминиевый профиль - современный материал, прочен, лаконичен и идеален для интерьеров в стиле хай-тек. Широко используется на рынке рекламных материалов.
Существует несколько разновидностей профиля: узкий графичный багет, широкий плоский (такой багет можно использовать как самостоятельно, так и при создании сложного профиля путем наложения нескольких видов багета друг на друга), классический профиль, создающий глубину восприятия, а так же профиль «обратная перспектива», который, в отличие от предыдущего, выделяет работу, поднимая ее над поверхностью стены.
Багет - это несущий остов для всей конструкции рамы. Поэтому очень важно при выборе багета соизмерять величину нагрузки и прочность багетной рейки.
ПОДРАМНИК необходим при оформлении живописных работ, выполненных на холсте, вышивки, а также большого размера гобеленов и батиков. Он представляет собой деревянную конструкцию, на которую натягивается полотно.
ЗАДНИК служит основой для графических работ, фотографий, постеров, документов, карт. Задник может изготавливаться из оргалита, пенокартона или плотного картона.
ПАСПАРТУ- это картон, в котором вырезается окно по размеру работы, а вокруг оставляются поля, ширина которых подбирается для каждого случая индивидуально, таким образом, создается цветной фон между работой и рамой. Паспарту применяется в оформлении графики, постеров, фотографий, вышивок.
В зависимости от формы картины, рама, собранная из багета, может быть прямоугольной, круглой, овальной, шести- или восьмиугольной. Багет различается по материалам и профилю, а также по стилям и цветам. Материалы - древесина, металл (алюминий) и пластик - различаются по цене и потребительским характеристикам. Наиболее дорогим материалом является дерево. Дерево весьма капризный материал: оно боится чрезмерной влаги или сухости, чувствительно к перепадам температуры. Настоящая рама может быть сделана только из дерева. Число вариантов декора и стиля деревянного багета почти бесконечно: подобрать раму возможно и к оригинальной итальянской (голландской, французской…) живописи, и к современной графике. Именно поэтому деревянная рама прекрасно вписывается в любой интерьер.
Для изготовления багета используют твердые (дуб, яблоня, вишня, орех) и мягкие (сосна, ель) породы древесины. Твердые за счет плотной структуры менее чувствительны к таким внешним факторам, как влажность и температура, что обеспечивает им более продолжительный срок жизни. Они чаще используются для производства узкого багета. Из сосны делают широкий багет. Благодаря пористой структуре ее древесина хорошо держит мастики и специальные пасты для формирования декоративных элементов. Производители наносят на багет до нескольких десятков слоев мастики, имитируя старинные рамы, и даже припудривают его для большей достоверности искусственной пылью. На старинных рамах лепнина выполнялась из гипса, затем ее грунтовали и покрывали золотом или бронзой.
Алюминий наиболее долговечен и прочен, но производят из него в основном узкие прямоугольные рамки без рисунка. Хотя дизайн такого багета не отличается разнообразием, выбор цветов огромен. Алюминий хорошо подходит для оформления офисов. Из алюминия делают рамы для карт, документов, дипломов, фотографий и строгой графики. Алюминий в доме годится только для интерьеров в стиле хай-тек.
Пластик - недорогой и универсальный материал. Рразнообразие орнаментов и размеров пластикового багета не ограничено. Рамы из пластика легче деревянных, а выглядеть могут так же, с точностью до деталей. Для картин большого размера пластик использовать не стоит: это довольно гибкий материал, и может со временем деформироваться. Для влажных помещений - ванной комнаты, кухни - он подходит, потому что не боится влаги и перепадов температуры.
Профиль багета - это контур поперечного среза рейки. Профили делят на классические, обратные и плоские. Классический профиль создает эффект перспективы внутрь картины. Соответственно, обратный профиль дает противоположный эффект, как бы "выталкивая" изображение на зрителя. Плоский профиль - рама из простой декоративной планки.
Кант или слип, - это очень узкий багет, который создает дополнительную тонкую рамку между основной рамой и паспарту или между паспарту и изображением. Слип используют, если необходимо усложнить визуальное восприятие художественного произведения.
Рассчитать длину багета для прямоугольной рамы достаточно просто. Картина измеряется по периметру, затем к длине прибавляется ширина багета, умноженная на 8 .
С помощью паспарту изображению можно придать объёмный вид. Паспарту выполняет не только декоративные, но и защитные функции. Оно создаёт воздушную прослойку между работой и стеклом и не позволяет рисунку прижаться к стеклу, особенно когда "тесный контакт" может повредить изображение (работы пастелью, углем).
Существует множество вариантов оттенков и фактур паспарту, его можно комбинировать, накладывать один тон на другой, создавая окантовку и придавая глубину изображению. Палитра коллекций паспарту имеет разнообразную структуру и широкий спектр цветов: от основных и ярких цветов до мягких полутонов. Выбор фактуры паспарту определяется характером самой работы и совместимостью с ней фактуры.
Паспарту из бархата и льна применяют для картин небольшого размера, эскизов маслом. Рельефное паспарту - паспарту с различным фактурным рисунком под мрамор, бархатное паспарту, с эффектом "неаккуратного" золочения, с тиснением льняной тканью, проклеенное шелковой тканью.
Паспарту могут быть самых различных оттенков. Светлые оттенки добавляют простор изображению. Темные паспарту усиливают интенсивность красок на картине. Часто для оформления вышивки или графики используют прием сочетания двух и даже трёх паспарту.
Цвет паспарту обеспечивается тонким слоем бумаги или льна или бархата, приклеенным на толстый лист картона. Цвет среза паспарту неслучаен и зависит от окраски картона. Как правило, картон для паспарту делают с белым или черным срезом. Срез, сделанный под углом в 45 градусов, прекрасно виден и придает оформлению дополнительный штрих.
Кант - деревянная или пластиковая планка (гладкая, резная, тонированная, крашенная, состаренная) - перегородка, отделяющая паспарту от самой работы. Применяется для создания дополнительного эффекта и часто сочетается с рамой.
При подборе паспарту большое значение имеют цветовые сочетания. Для черно-белых работ используется такое же паспарту и рама, может быть какие-то градации серого. При оформлении цветных работ нужно следить за оттенками цвета на изображении, и учитывать, где будет размещена работа и в каком стиле выдержан интерьер.
Старинные гравюры и офорты часто требуют для своего оформления паспарту нежных пастельных оттенков, которые не отвлекают внимание от самой работы.
Для наиболее ценных работ используется музейное паспарту - картон, произведенный из стопроцентного хлопка и не содержащий никаких вредных примесей.
Стекло защищает художественное произведение от воздействий внешней среды и просто придает работе завершенный вид. Под стекло оформляются все графические работы, фотографии, постеры, не имеющие специального покрытия, папирусы и некоторые текстильные работы.
В большинстве багетных мастерских имеется на выбор стекло нескольких видов: обычное, небликующее матовое, музейное и крилекс. Стандартная толщина - 2 мм. Обычное стекло благодаря полировке становится почти идеально ровным и прозрачным. Оно не содержит вкраплений и не дает искажений. И все же это обыкновенное стекло, которое бликует, превосходно фиксирует отпечатки пальцев и довольно четко отражает происходящее вокруг, особенно когда на изображении, которое оно закрывает, преобладают темные тона.
Небликующее матовое стекло дороже обычного. Благодаря особой обработке оно не бликует. Однако та же обработка придает стеклу легкий белесый оттенок. Чтобы рисунок не казался мутным, рекомендуется помещать это стекло вплотную к изображению, прямо на лист, без промежуточного слоя паспарту. Но если речь идет о рисунке углем, сангиной или пастелью, от этого варианта придется отказаться.
Музейное безбликовое стекло (используется, в музеях и галереях) лишено всех перечисленных недостатков: его и не заметно на картине, и оно не бликует. Также защищает работу от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей.
Разбитое стекло - угроза целостности художественного произведения ( осколками стекла, можно порезать лист.)
Крилекс - защитное стекло, более распространенное среди профессиональных художников и фотографов, которым приходится возить работы (например, для экспонирования на выставках) с риском повредить при транспортировке. Крилекс сделан по тому же принципу, что и триплекс: 2 слоя стекла, сплавленные полимерной пленкой; при разбивании оно осыпается неострыми осколками, которые не могут порезать лист.
Если обрамляется изображение на тонкой бумаге, которая не держит форму, потребуется еще один слой - уплотнитель. Для этой цели используется тонкий пенокартон. Карты, фотографии, постеры, плакаты, детские рисунки приклеиваются на пенокартон на специальном термопрессе без пузырьков воздуха и морщин.
На стадии уплотнения в термопрессе можно заламинировать работу - возникающий в результате слой не только прекрасно защитит ее от воздействия внешней среды, но может даже заменить стекло.
В багетных мастерских делают несколько видов ламинирования - от самого простого до фактурного, создающего эффект холста или мятой бумаги. Вышивку на ткани или батик, если это не старинные работы, можно с помощью спрэй-клея нанести на пенокартон. Ценные изделия из ткани натягивают на жесткий картон или на подрамник, подобно холсту, и защищают от случайных заминов и деформации.
Оргалит с обратной стороны обрамленной картины называется задником. Он служит для безопасности полотна, защищая его от попадания пыли и влаги. Для задника используют оргалит или плотный картон.
Для большей защиты внутренний стык между рамой и задником проклеивают специальным скотчем.
Если на обратной стороне полотна имеется ценный автограф художника или дорогая как память надпись, в качестве задника вместо оргалита можно использовать крилекс: безопасное стекло позволяет увидеть автограф и при этом не пропускает пыль.
Выбор багета и паспарту - дело ответственное. Поэтому лучше лично самому отвезти картины (вышивки или батик), которые вы собираетесь обрамить, в приёмный пункт багетной мастерской. Там можно будет приложить образцы багета и паспарту к изображениям и посмотреть, как они сочетаются.
Некоторые багетные мастерские предлагают полный сервис - от выезда сотрудников на дом или в офис для замеров и доставки готового заказа до монтажа оформленной картины на стене.
Сохранность картины - одна из основных проблем владельца и багетных мастерских. Выносить ее на улицу без упаковки категорически противопоказано. Плотная бумага, упаковочный картон и специальная пленка - это лучшие друзья картины на период ее пребывания на открытом воздухе.
Графические произведения, выполненные на бумаге, чувствительны к влаге, солнечному свету, городской пыли.
Случайный, даже несильный удар по натянутому на подрамник холсту повреждает красочный слой: образуется заметная вмятина. Удар по раме образует вмятину на багете.
Отреставрировать поврежденный холст довольно трудно. Это делают в реставрационных мастерских.