Айзелуортская Мона Лиза
Леонардо да Винчи завершил первую версию Моны Лизы за десять лет до знаменитой картины в Лувре
"Фонд Моны Лизы" представил "исторические, сравнительные и научные доказательства" того, что картина, известная как "Айзелуортская Мона Лиза", принадлежит кисти Леонардо. Согласно гипотезе, которой придерживаются сторонники подлинности полотна, оно представляет собой более раннюю версию картины, написанную Леонардо да Винчи за десять лет до знаменитой картины в Лувре.
Как сообщает знаменитый историк искусства эпохи Возрождения Джорджо Вазари, Леонардо начал писать портрет загадочно улыбающейся молодой женщины в 1503 году и оставил картину незаконченной. В 1519 году, по словам Вазари, Леонардо закончил картину.
Согласно версии сторонников существования двух авторских копий произведения, "Айзелуортская Мона Лиза" представляет собой первый вариант картины, написанный в 1503 году, а шедевр великого мастера, находящийся в коллекции парижского Лувра, - вторым вариантом, созданным в 1519 году.
В 1504 году Рафаэль создал рисунок-копию "Мона Лизы", на котором поместил две колонны. Их нет на картине, находящейся в Лувре, однако колонны изображены на "Айзелуортской Мона Лизе". Женщина, изображенная на "альтернативном" варианте картины, выглядит моложе и улыбается веселее, чем загадочная незнакомка на шедевре из Лувра.
После смерти Леонардо "Мона Лиза" оказалась в коллекции французских королей, а после Великой французской революции была передана в музей Лувра. Возможно, она была продана королю Франциску I учеником и наследником Леонардо по имени Салаи, в списке имущества которого значилась картина под названием "Джоконда". Однако неизвестно, шла ли речь об оригинале, либо о копии, написанной самим Салаи.
"Айзелуортская Мона Лиза" известна историкам искусства почти 100 лет. В 1914 году картина была куплена британским арт-дилером и коллекционером Хью Блейкером (Hugh Blaker), который жил в лондонском районе Айзелуорт, по имени которого она получила свое название. До этого она 100 лет хранилась в поместье английского аристократа в графстве Сомерсет. Во время Второй мировой войны она была перевезена в Бостонский музей изобразительных искусств и с тех пор несколько раз меняла владельцев. В 1964 году полотно было приобретено американским коллекционером Генри Пулитцером. Именно он впервые выдвинул гипотезу, согласно которой эта картина принадлежит кисти Леонардо. В течение последних сорока лет картина хранилась в сейфе швейцарского банка.
Эксперты и историки искусства настроены скептически
Известны десятки копий с хранящегося в Лувре подлинника, датируемые XVI-XVII веками.
Швейцарский фонд Моны Лизы выставил картину, чтобы привлечь внимание искусствоведов и экспертов из различных стран мира. По мнению фонда, выставленный в Женеве портрет является неоконченной ранней версией хранящегося в Лувре шедевра.
По словам нью-йоркского эксперта в области антиквариата и европейской живописи Дэвида Мэйера (David Mayer) "эта попытка далеко не первая".
Мнения экспертов разделились. Некоторые из них уверены, что обе картины принадлежат кисти Леонардо да Винчи, в то время как другие предположили, что "Айзелуортская Мона Лиза" является созданной позднее копией "Джоконды". Некоторые эксперты сомневаются в подлинности картины, хотя никогда её не видели, другие мало знают о полотне как таковом.
Часть экспертов с недоверием относятся к гипотезе о существовании второй авторской версии "Джоконды". "Я настроен очень скептически, - заявил ведущий британский специалист по живописи Старых Мастеров Филипп Маулд (Philip Mould). Если это окажется правдой, то это будет грандиозное открытие. Как известно, чуть ли не каждый год на рынке появляется ещё одна предполагаемая "Мона Лиза". Мы должны очень внимательно изучить историю и происхождение картины". В то же время эксперт отметил, что Леонардо иногда создавал две картины на один сюжет, так, например, имеется два варианта его "Мадонны в скалах".
Американские эксперты не склонны считать "Айзелуортскую Мону Лизу" произведением Леонардо да Винчи. Они скептически настроены по поводу появления новых доказательств подлинности полотна, авторство которого приписывают великому итальянскому художнику эпохи Возрождения.
Профессор Оксфордского университета Мартин Кемп отмечает, что "Айзелуортская Мона Лиза" нарисована на холсте, тогда как большинство картин Леонардо, в том числе "Джоконда" из Лувра, написаны на досках. "Я думаю, что это копия, написанная через несколько лет после "Моны Лизы", - отметил он. Да, она выглядит моложе, но просто потому, что автор копии так ее нарисовал".
Методы экспертизы позволяют практически наверняка установить авторов старинных полотен
Впервые гипотеза от том, что "Айзелуортская Мона Лиза" принадлежит кисти Леонардо, была выдвинута в 60-х годах XX века. Ее отстаивал бывший владелец полотна, американский коллекционер и миллионер Генри Пулитцер.
В 1964 году предприимчивый американец приобрел коллекцию, доставшуюся наследникам английского художника и знатока живописи Хью Блейкера. Главным, что Пулитцера заинтересовало в ней, и была "Айзелуортская Мона Лиза".
В 1966 году он опубликовал книгу "Где находится Мона Лиза?". Генри Пулитцер утверждал, что "Айзелуортская Мона Лиза" является незаконченным ранним портретом загадочной Лизы Герардини - жены торговца щелком из Флоренции.
Выход книги Пулитцера сопровождался рядом публикаций в американской и мировой прессе о сенсационности данного открытия. Точно те же аргументы, что и сегодня, приводились в пользу достоверности этой гипотезы. Однако гипотеза не опиралась на заключения экспертизы.
Заявления Пулитцера специалисты считали попыткой привлечь внимание коллекционеров к находившейся в его собственности картине. Предполагалась, что он намеренно создавал вокруг нее ажиотаж, чтобы затем продать с большой выгодой. Именно это ставило ему в вину большинство коллекционеров, не желающих признавать авторство Леонардо да Винчи.
Доказательства подлинности картины
Между тем за последние пятьдесят лет методы экспертизы художественных произведений претерпели революционные изменения. Появились лазерные и компьютерные технологии, позволяющие практически наверняка установить авторов старинных и малоизвестных ранее полотен.
В последние годы были определены возраст и авторство сотен картин, относящихся к периоду европейского средневековья и эпохи Возрождения. Десятки из них принадлежат кисти великих мастеров и хранятся в крупнейших музеях мира - таких как Лувр, Эрмитаж, Прадо и Метрополитен музей.
"Может быть, произойдет чудо, и "Фонду Моны Лизы" удастся доказать авторство Леонардо да Винчи. Тогда это будет сенсация, сравнимая с открытием Генрихом Шлиманом легендарной Трои", - считает Дэвид Мэйер.
"Айзелуортская Мона Лиза"– более ранняя копия всемирного известного полотна, выставленного в парижском Лувре, и также принадлежит кисти Леонардо да Винчи. С таким заявлением выступила 27 сентября на пресс-конференции в Женеве группа экспертов из некоммерческой организации "Фонд Моны Лизы", которому принадлежит полотно. В качестве доказательства они привели результаты продлившихся 35 лет исследований.
Сравнение двух картин, заявили эксперты, доказывает, что, несмотря на различия в двух полотнах – "Айзелуортская Мона Лиза" выполнена на холсте, а не на дереве и немного больше по размеру, оба они "были выполнены одним и тем же художником, и ни одна из них не является копией другой".
Картина выполнена в строгом соответствии с принципом гармонии, так называемого золотого сечения, которого художник, последовательно придерживался в своем творчестве. Эксперты, проводившие исследования по запросу "Фонда Моны Лизы", подтвердили, что полотно написано левшой, а именно им и был Леонардо.
Многочисленные исследования полотна, в том числе при помощи инфракрасного, ультрафиолетового, рентгена, доказывают, что картина была создана в начале XVI века.
Доказательством того, что "Айзелуортская Мона Лиза" не могла быть копией шедевра из Лувра, эксперты считают тот факт, что у сидящей на портрете молодой женщины другое положение тела – она чуть больше наклонена вперед и изображена в другом ракурсе. Помимо этого Лиза Герардини, а именно эту жительницу Флоренции, как считается, изобразил художник, на представленном холсте выглядит моложе своего луврского изображения. Причем возраст отличается примерно на 10 лет, что практически соответствует предположительным годам создания двух шедевров – 1503 и 1517 года.