Имитация Vertu

Качественные копии знаменитых телефонов

Vertu Ascent Ferrari

Rolex Портоса

Клоны сотовых телефонов

Китайские клоны мобильных устройств

Китайский клон iPhone

Китайские копии автомобилей

Vertu

   

Качественные копии телефонов

Звонок из Поднебесной

В отличие от американских и европейских телекоммуникационных корпораций китайские компании готовы идти на большие уступки ради успешного построения партнерских отношений в Украине.

Прошло более десяти лет с тех пор, как ведущие европейские и американские производители телекоммуникационного оборудования: Alcatel, Ericssonn, Siemens, Nokia, Nortel, Motorola «прорубили окно» в Украину. «Это были игроки первого эшелона, которые обладали достаточными ресурсами для освоения нового растущего рынка. Через пять-шесть лет после начала работы крупнейших украинских операторов UMC и «Киевстар» в страну потянулись компании-производители из Кореи – Samsung и LG. За рекордно короткие сроки они сумели составить серьезную конкуренцию европейцам и отвоевать существенную долю рынка. За ними пришли представители третьей волны – китайские и индийские производители (Huawei, ZTE, Midas), которые начали предлагать практически полную линейку товаров – от оборудования для операторов разных сетей до программного обеспечения и аппаратуры для конечных пользователей по низким ценам и более выгодным схемам взаиморасчетов», – говорит Всеволод Воловик, коммерческий директор компании «Телесистемы Украины». В отличие от корейцев, сосредоточившихся на борьбе с европейскими и американскими корпорациями за массовые сегменты телекоммуникационного рынка, китайцы решили монополизировать единственную оставшуюся незанятую нишу – оборудование для стандарта CDMA. В результате такие компании, как Huawei и ZTE, оказались в локомотиве набирающего ход процесса распространения связи нового поколения 3G. Сегодня китайские компании активно предлагают рынку связи свою продукцию и формы сотрудничества, изменяя под себя установленные европейцами и американцами правила игры.

Действуя по принципу «нога в дверь»

«Масштаб деЯтельности абсолютно не является ключевым фактором достижения успеха для производителей оборудования», – заметил Сюй Чжицзюнь, старший директор по маркетингу компании Huawei во время всемирной конференции аналитиков Global Analyst Conference 2007. Формально Huawei присутствует на рынке Украины с 1998 г., однако ее активная работа началась лишь в 2002 г. Столь длительный период пассивного пребывания объясняется специфической психологией представителей одной из наиболее древних цивилизаций на планете. «Стратегию китайских компаний в Украине можно выразить одним из основополагающих принципов древней китайской мудрости «нога в дверь». Все начинается с осторожного интереса и оценки бизнес-среды. Затем заключается несколько небольших контрактов с целью наладить контакт – «просунуть ногу в приоткрытую дверь». В случае успеха начинается масштабная индивидуальная работа с крупными заказчиками, и компания втискивается в дверной проем рынка со всеми своими возможностями», – рассказывает Всеволод Воловик. После 2002 г. китайский вендор развернул серьезную маркетинговую стратегию. Первым делом отправили группу представителей украинских компаний в Китай для знакомства с деятельностью Huawei Technologies на ее домашнем рынке, а в декабре 2006 г. в Киеве состоялась первая пресс-конференция.

Китайско-украинский национализм

Мы уже говорили, Что в качестве ключевой компетенции в Украине компании Huawei и ZTE избрали поставку CDMA-оборудования, поскольку данная ниша рынка была практически не занята. Всеволод Воловик: «Долгое время существовало своего рода эмбарго на развертывание сетей CDMA-стандарта со стороны западных производителей оборудования». Лидеры украинского рынка телекоммуникаций, в особенности мобильной связи, владельцами которых являются международные операторы, заключали глобальные контракты с ведущими европейскими и американскими производителями. Поэтому ключевыми партнерами и заказчиками азиатских компаний стали операторы с национальным капиталом, например, «Украинские радиосистемы» (но после продажи этой компании российскому «Вымпелкому» сетевое оборудование производства Huawei было заменено на оборудование Eriсsson).

Ключевыми факторами, обеспечившими успешное сотрудничество китайских поставщиков оборудования и отечественного бизнеса были качественная продукция, соответствующая мировым стандартам, а также удобные условия оплаты товара. Сегодня оборудование из Китая получает признание и крупнейших мировых операторов связи. В июне 2007 г. корпорация Vodafone отметила наградой «За выдающиеся достижения» компанию Huawei Technologies, оценив тем самым ее способность к эффективному управлению производительностью и инновациям.

Ложка дегтя

Вместе с тем украинские операторы рынка телекоммуникаций в один голос отмечают слабое знание китайцами местной специфики рынка, потребностей и менталитета. В начале своей деятельности эти производители часто поставляли в Украину невостребованную технику и аппаратуру, упуская из виду неодинаковое развитие регионов страны. «Что касается Huawei, то отчасти все это объяснялось некой оторванностью главного представительства в Москве от региональных представительств в Украине или других странах СНГ. Иногда доходило до казусов. К примеру, на одном из брифингов в Киеве московские представители компании не могли прокомментировать результаты крупных реализованных в Украине проектов, в частности, по построению сетей сотовой связи для ряда операторов, ссылаясь на слабую информированность», – говорит Всеволод Воловик.

Больным вопросом для большинства китайских компаний в Украине является сервисная поддержка и обслуживание поставленной аппаратуры. «Известно, что основное преимущество китайских поставщиков – низкая цена. Однако при этом условия сервиса остаются непрозрачными. Возникает так называемый эффект кота в мешке – сначала все дешево, а затем огромные платежи за сервис. В работе с поставщиками оборудования для нас ключевым является понятие стоимости владения. Мы рассчитываем этот показатель для каждого производителя на период от пяти до семи лет и сравниваем. В итоге получается, что партнерство с компаниями Cisco или Alcatel, несмотря на высокую стоимость их товара, более выгодно, чем сотрудничество с китайцами», – рассказывает Александр Данченко, генеральный директор «Датагруп». В качестве партнера по поставкам телекоммуникационного оборудования эта компания выбрала индийскую Midas. Ее основными преимуществами представители украинского оператора считают узкую линейку продукции, что позволяет индусам организовать более качественное сопровождение и обслуживание. «В то же время существует проблема с вызовом индийских инженеров на проектные работы по причине длительной процедуры получения визы, длящейся до четырех месяцев», – говорит А. Данченко.

Как показывает опыт работы китайских телекоммуникационных компаний в других странах СНГ, одним из вариантов улучшения сервиса является открытие производства непосредственно в стране-потребителе. Еще в 1997 г. Huawei создала в Уфе совместное предприятие «Бэто-Хуавэй», а в 1998 г. была запущена первая производственная линия.   

От «мастерской» к законодателю технологий

Китай уже не довольствуется занимаемым им положением ведущей мировой державы-«мастерской». Страна проявляет все большую активность в области разработки мировых технологических стандартов. По мере того как китайские стандарты будет принимать все большее количество стран, китайские компании во все большей степени будут определять расстановку сил в сфере международного высокотехнологичного производства. Разработки ведутся в разных направлениях – от операционных систем и программных приложений до создания информационнных носителей и систем беспроводной и спутниковой связи.

Политика правительства Китая в телекоммуникационной сфере направлена на снижение зависимости от иностранных поставщиков и закрепление за китайскими компаниями определенной доли рынка. В этих целях государство поддерживает специфическую технологию мобильной связи третьего поколения TD-SCDMA, составляющую конкуренцию технологиям на основе стандартов CDMA 2000 и WCDMA. В качестве стандарта мобильной связи третьего поколения TD-SCDMA была одобрена Международным союзом по телекоммуникациям (ITU) в апреле 2001 г.

Появилось несколько альянсов, работающих над производством оборудования на основе технологии TD-SCDMA. В частности, результатом соглашения Texas Instruments, Nokia, LG Electronics и ряда других компаний стал консорциум Commit, разрабатывающий микросхемы. Аналогичные задачи решает совместное предприятие T3G, образованное компаниями Philips, Datang Mobile и Samsung Electronics. В планах этого предприятия – производство оборудования и программного обеспечения по поддержанию двойного стандарта GSM/TD-SCDMA.

«Изобретательность и скорость работы поражают»

Вы работаете на рынке сотового ритейла. Китайские компании не являются вашими конкурентами, но что полезного, на ваш взгляд, из их практики можно использовать в вашем бизнесе?

Юрий Столяр, менеджер по связям с общественностью компании «Алло»:

– На наш взгляд, любой предприниматель Украины может позавидовать скорости работы и производительности китайских компаний. Общеизвестна, например, изобретательность и скорость работы китайцев в плане изготовления подделок – иногда копии появляются на внутреннем рынке раньше оригиналов, причем довольно пристойного качества. Известен случай, когда из-за задержки начала продаж новой серии телефонов LG пираты успели раньше выпустить собственную серию «копий». А когда LG официально начала продажи в Поднебесной, китайские ритейлеры брали новые фирменные трубки неохотно. Они были уверены, что LG произвела дорогую копию оригинального китайского телефона.

Вам приходится сталкиваться с китайскими компаниями как поставщиками товара. Какое впечатление у вас об их методах работы?

Александр Дебда, начальник отдела товарной группы «цифровая техника» компании «Алло»:

– Поставщик поставщику – рознь. Китайские поставщики такие же, как и любые другие: есть надежные компании, обеспечивающие выполнение своих обязательств и поставки качественного товара, а есть и такие, которые пытаются вести бизнес непорядочно, сбыть бракованный товар. Мы прилагаем большие усилия для тщательного контроля поставок товара. По оценкам экспертов, в Украине произведенных в Китае телефонов – около 80% от общего количества. Несмотря на быстрое развитие китайского рынка, огромное количество компаний, выпускающих продукцию по лицензиям известных производителей, стереотип «китайского» товара, (а значит товара с непредсказуемым уровнем качества) все еще силен.

Несмотря на рост культуры производства в Китае, степень контроля готовой продукции там различна. Заказы, выполняемые для мировых брендов, проходят более тщательный контроль, поэтому их качество соответствует всем мировым стандартам. Но есть еще местные производители и компании, с которыми нужно работать более внимательно.

Автор: Петр Иванов

опубликовано на сайте Companion