Услуги консультанта.

Автор: Денис Викторов
Опубликовано в   журнале "Компьютерра" №21 от 26 мая 1997 года

Страница 2 из 2. Вернуться на первую страницу .

Лудить - паять

Дел у современного консультанта по горло. Устройства, заявленные как совместимые, отказываются работать друг с другом. Программы требуют бесчисленных заплат, драйверов, утилит и настроек. Народ постоянно модернизирует компьютеры, наращивает объемы памяти, меняет винчестеры и видеокарточки. Все это очень часто требует участия знатока. Провайдеры заключают с желающими попасть в Интернет договоры, предоставляя консультанту-частнику возможность получить деньги за установку модема и наладку программ. А массовое стремление самых разных бизнесов выставить свои визитные карточки в Сети привело к бурному росту спроса на услуги изготовителей Web-сайтов. С консультантами мы сталкиваемся все чаще, а иногда сами оказываемся в такой роли - все зависит от уровня сложности решаемых проблем и окружения. И уж в любом случае во многих конторах, вместо того, чтобы сформировать бюджет под проблему и начать поиск исполнителя, звучит хорошо знакомое: "У тебя там нет ребят, которые могут...".

Недавно беседуя с Борисом Нуралиевым, главой компании "1С", я предложил ему поговорить и об этом рынке. Оказалось, что для Нуралиева это весьма близкая тема. И вот почему.

Программы класса "1С:Бухгалтерия" или "1С:Торговля" требуют обслуживания и квалифицированной установки. Не потому, что они так плохи. Просто это - не офисные пакеты общего назначения, для работы с которыми достаточно прочитать одну книжку. Учитывая масштабы распространения своих продуктов и разумно отказавшись от рискованных перспектив самостоятельно закрыть рынок внедренческих и консультационных услуг, "1С" построила сеть партнеров, применив систему франчайзинга. То есть кто угодно, предоставив компании некие гарантии профессионализма, мог оперировать раскрученной маркой "1С", самостоятельно обслуживая клиентов на своей территории. Зарабатывают такие партнеры в совокупности гораздо больше, чем сама "1С" - на продаже им софта. Зато в обмен на массовый сбыт, подкрепленный консультациями и сопровождением на местах, компания получает устойчивость, расширение рынка и общественное признание.

Но фокус в том, что, по мнению Нуралиева, многочисленные "частники", ставшие такого рода консультантами, не желают превращаться в более или менее крупные фирмы или объединяться. Одно дело - отвечать за все перед самим собой, другое - брать на себя ответственность за других, или снова оказываться в роли подчиненного. "Частник" не хочет укрупняться, справедливо опасаясь мучительного контроля со стороны ведомств, и не хочет лезть в игру, где действуют другие правила. Но в любом случае свято место пусто не бывает. И те секторы, которые, подобно бывшим советским министерствам оставляют сегодня незанятыми (иногда намеренно) крупные компьютерные компании, моментально заполняются достаточно активным и профессиональным индивидуалом.

Частным консультированием "по компьютерам" сегодня, как и вчера, люди зарабатывают или подрабатывают. Судя по всему, довольно неплохо. Иначе наши попытки разговорить тех, кто занят этим бизнесом (а не консультирует по дружбе), оказались бы более продуктивными. Консультанты не хотят болтать и терять время на обсуждениях. Они работают на себя, честно продавая на свободном рынке свои услуги, и вовсе не хотят, чтобы им мешали. Мало того, им не нужна более или менее громкая дискуссия. Они с гораздо большим удовольствием предпочли бы, чтобы о них не говорили вообще - своего клиента они найдут и так.

И, наконец, если кому-то такой бизнес кажется недостойным, если кто-то до сих пор уверен, будто консультантов надо вернуть в НИИ и лаборатории для того, чтобы "поднимать науку и престиж государства", то я больше чем уверен: такие люди сами не в состоянии предложить ничего, за что дали бы хоть копейку. Именно это чаще всего оказывается причиной раздражения, вызываемого одним лишь видом работающего человека.

Консультационные услуги