Автор: Денис Викторов
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №21 от 26 мая 1997 года
Частное предпринимательство существует у нас давно. Ну, если не предпринимательство, то уж предприимчивость - точно. Искоренить инициативу масс большевикам не удалось ни экономическими программами, ни идеологическим прессом. Даже в самые суровые времена народ плел лапти, лил сахарных петушков с акварелью, починял примусы и стеклил балконы. За отдельную, никакими налогами не облагаемую плату.
В действительности тяга к продаже собственной рабочей силы, искусства или знаний вряд ли существенно ослабла за время построения социализма. Управляемые сверху государственные монополии оставляли за собой столько же дикого поля, сколько - пропаханной индустриальным способом территории. Парикмахеры оболванивали за сорок копеек с десяти до шести и стригли дорого, но, как теперь сказали бы, эксклюзивно - с шести до восьми. Чаще - на дому. Строители дурно строили и отделывали квартиры, а в свободное время переделывали свою же работу. Получше. Учителя скверно учили в школах, демонстрируя одновременно чудеса педагогики и методические находки в роли репетиторов. Не имея возможности реализовать полноценные рыночные отношения вся страна упорно гадила, одновременно создавая все больше сфер приложения индивидуальной инициативы.
При этом смена вех и времен в действительности мало что изменила. Количество пассионариев, похоже, не упало и не возросло. Просто деятельность их стала открытой, а потому - более заметной. Громче стали и голоса тех, кто предприимчивость, нежелание всю жизнь идти на поводу условностей и дурацких ограничений воспринимают как сделку с режимом, совестью или сатаной. Но громкость эта вряд ли означает, что людей, неспособных реализовать свой потенциал, сегодня стало критически больше. Так что народный, массовый рынок, складывающийся вокруг компьютеров и вызванных их распространением услуг - тема, новизна которой весьма условна.
Российский компьютерный бизнес, "цивилизованность" и среднестатистический уровень о бразованности участников которого мы так привыкли считать грандиозным достижением, всегда действовал точно так же, как любой другой. Конкретно: двигался туда, где как можно быстрее и при минимуме вложений можно было получить максимум прибыли. Компьютерный рынок вряд ли более гуманен и человечен, чем любой другой. Ну, разве что убивают тут меньше, хотя к экономическим моделям это имеет самое косвенное отношение.
Можно считать достижением, скажем, появление относительно крупных предприятий в компьютерной индустрии. Но не менее очевидно, что укрупнение компьютерных компаний с неизбежностью высвобождает место именно для мелких, индивидуальных бизнесов, которые как нельзя лучше соответствуют уровню массового спроса.
Когда компании, еще не называвшиеся дистрибьюторами и фактически выполнявшие роль "челноков", хапнули столько, что заниматься продажами самостоятельно им стало лень, в нашем лексиконе появились "дилеры". Затем быстро выяснилось, что выживают все-таки крупные дилеры, по крайней мере, -"умирающие" не от первой и не от второй партии неликвидного товара. Но возиться с конкретным потребителем продукции постоянно некому. Мы проливаем слезы о том, что никто не предоставляет приличного сервиса, не работает с клиентом, не умеет как надо обслужить покупателя. При этом постоянные напоминания серьезных бизнесменов о том, что компьютерный рынок - не министерство и не ведомство; и наши - что, скажем, "Компьютерра" - не "Труд" советских времен и не обязана "реагировать" на жалобы трудящихся, чаще всего тонут в тине.
Стоит учесть еще одно обстоятельство. Невозможно даже коллективным волевым усилием создать массовый рынок услуг в сфере компьютеров. Он просто должен появиться. Так же, как сами по себе выросли по всей стране киоски "Кодака" - частные, семейные и, говорят, довольно доходные предприятия. Ну, разве что возникли они не вовсе "сами по себе", а когда чуть ли не вся страна обзавелась "мыльницами". А вот почему народ ими обзавелся - уже другой вопрос, хотя, не менее интересный.
Невозможно требовать от очень в общем-то небольших компьютерных компаний, начавших в России выходить почти на общемировые показатели прибыльности, открытия сервисных центров и представительств по всей стране. Через неделю после принятия такого решения любая фирма умрет, не оставив по себе и воспоминаний. Так что теперь все интенсивнее говорят о "партнерских" сетях. Звучит здорово, хотя, если присмотреться, абсолютные цифры не вдохновляют. Просто потому, что, скажем, франчайзи "1С" одновременно может оказаться дилером еще двух-трех дистрибьюторов, а заодно - партнером целой массы столичных компаний.
Иногда мы начинаем мечтать о появлении совсем небольших фирмочек, которые подобно "Кодакам" обслуживали бы пользователей повсюду, или хотя бы в крупных центрах. Но большинство наблюдателей считает это невозможным. Выжить в существующей ситуации таким предприятиям непросто. Если только не действовать по старинке - стать (или остаться) "частником", которому и от налогов и от рэкетиров уйти проще.
Так что герой нашей сегодняшней "темы номера" вряд ли так уж специфичен - тот же телевизионный мастер, который львиную долю прибыли собирает частной практикой. Но это совсем не означает, что фигура эта незначительна, неинтересна и незаметна. Напротив, именно частными консультантами, как выясняется, и замыкается круг, который лишь отдельными дугами намечают на карте российского компьютерного бизнеса всякого рода фирмы, компании и корпорации.
"Народные консультанты" в нынешнем виде появились одновременно с PC и сразу стали восприниматься как органичное явление. Государственным предприятиям компьютеры продавали сомнительные кооперативы в обстановке легкого криминала. Покупатели в общих чертах представляли себе, зачем приобретается компьютер. Но платить деньги еще за софт и наладку казалось невозможным расточительством. В условиях, когда на одном 286-м коммерсант наваривал стоимость пары-тройки "Жигулей", а стремительно нищающий НИИ отдавал за него последнее. Тем более, что те же самые "наладка" и "разработка ПО" уже были указаны в договоре-"боковике". Многие вспомнят.
Так что люди с коробками дискет, материализующиеся вокруг свежекупленного чуда техники, выглядели абсолютно нормальным явлением. Найти их было нетрудно: вокруг IBM PC быстро формировались народные информационные каналы, а первые рекламные листки и компьютерные издания уже содержали предложения консультантов .
Время было золотое. Софт считался общекультурным достоянием, правда, для того, чтобы его получить, нужно было обратиться к правильному человеку. Услуги консультанта могли оплачиваться самыми разными способами - от временного приема на полставки (реже - индивидуального трудового договора, литров технического спирта, продолжавшего сохранять черты всеобщего эквивалента), до обмена на машинное время или малодоступные программы. А часто все делалось "по дружбе". Хотя "дружба" в этом смысле все четче проявляла черты товара.
Некоторые из тогдашних "консультантов" теперь возглавляют преуспевающие, крупные бизнесы, а многие уехали, найдя работу за рубежом. И в какой-то момент о них забыли. Просто потому, что стремительно развивавшийся компьютерный бизнес оттягивал львиную долю внимания. И тем не менее индивидуальный сектор не исчез. Напротив, массы людей занимаются как раз тем, чем и должны заниматься - вступают друг с другом в разнообразные, часто - коммерческие отношения на почве использования компьютеров.
Некоторое время PC оставался сугубо профессиональным инструментом (об этом напоминают памятные многим попытки расшифровывать PC, как "профессиональный компьютер"). Этот период многие вспоминают чуть ли не со слезами умиления. Программисты и инженеры при каждой встрече выкладывали друг другу массу только что открытых секретов и тут же испытывали их. Мало кто работал над чем-то серьезным. Профессионализм сводился к умению быстро выполнить заказ начальства, а остальное время посвятить вдохновенному общению с компьютером и коллегами, делая при этом вид, что работа идет.
Но рынок худо-бедно двигался к массовости, а пользователь попадался все более неподготовленный. Мимо мог пройти только ленивый. Скажем, работа инженером в институтской лаборатории для меня и моих коллег быстро превратилась в какую-то странную деятельность. Сама по себе лаборатория, разумеется, ничего не делала. Ну, разве что потребляла пресловутый спирт да сторожила развалины когда-то работавшей ЕС. Но это никого не волновало. Зато начальство отсылало нас то к проректору, то на какую-то кафедру: "у них там что-то зависло". Мы, разумеется, отправлялись на место события и с очень серьезным видом, попутно объясняя авторитетным тоном какие-то тонкости, все "чинили".
В обмен на такого рода консультационные услуги мы получали: свободный график работы (- Где Викторов? - Наверное, что-то чинит. - Понятно.), зарплату от государства, бесконтрольное использование казенной техники для разработки собственных проектов и всеобщую любовь окружающих.
Разумеется, можно было бы надуться, сопеть в углу и высказываться в том духе, что "все это недостойно". Но разумной альтернативы государственная служба уже предложить не могла. Разрабатываемые проекты были никому не нужны, а уровень научных исследований... сами знаете. Так что мы просто продавали в приемлемых для 1990-1991 года формах свои услуги. Думаю, тысячи моих коллег по всей стране занимались тем же и продолжают сегодня. Чуть иначе.
Живучесть "частного консалтинга" вызвана двумя причинами.
Прежде всего стоит учесть сложившиеся схемы. Дистрибьютор привозит трейлер с железом и софтом. Делает небольшую наценку. Дилеры покупают этот товар. И продают покупателю - не важно, частному лицу или корпорации. На этом все заканчивается. Разговоры о том, что кто-то "подключит" и "наладит" пока разговорами и остаются. Да, есть еще интеграторы, но они работают на других рынках, окучивая крупных клиентов, а к "консультантам" питают плохо скрываемую антипатию, причем, не делая никаких попыток в индустриальном порядке прибрать к рукам массовый рынок услуг. В итоге более или менее цивилизованным образом "железо" и софт приобрести можно. Но что делать с этим дальше - дело покупателя.
В принципе многие предлагают какие-то "комплексные решения", что-то "под ключ". Но каждая уважающая себя контора держит своего штатного консультанта, "техническую поддержку": проще постоянно платить какие-то деньги собственному спецу, чем ставить себя в зависимость от посторонних сил. И уж по крайней мере, если "свой" не справится, он пригласит другого "консультанта", тому что-то заплатят, и они сами разберутся и с серверами, и с сетями, и с операционками.
С другой стороны, частный владелец компьютера в нынешней обстановке может либо воспользоваться услугами знающих друзей (таких, как Евгений Козловский), либо, в отсутствие таковых, купить газету с объявлениями и "вызвать мастера". Другого пока не предвидится. Кстати, психологически рядовой потребитель услуг консультантов больше расположен обращаться именно к ним, чем к "фирмачам", хотя это, может быть, как раз и плохо.
В итоге нынешние консультанты продолжают честно обслуживать как "домашний", так и, как показывают наши исследования, корпоративный сектор. Другое дело, что в рейтинги и статистические отчеты, бодро характеризующие компьютерный рынок, они не попадают.
Страница 1 из 2. Перейти на вторую страницу .
Если ремонт на дому у клиента невозможен, телевизор доставляется в мастерскую.
У нас в мастерской можно выполнить срочный ремонт телевизоров таких марок как :
Sony, Panasonic, Funai, Akai, Philips, Thomson, Grundig, Samsung, JVC, Daewoo, Nek, Akira, Sharp, Aiwa, Orion, LG, Gold Star, Supra, Shivaki, Toshiba, Mitsubishi, Erisson, Hitachi, Beko, Elekta, Nokia, Rolsen, Saba.
Телевизионный мастер находит неисправность в обычных телевизорах довольно быстро. Телемастер разбирает телевизор и производит его чистку. Зачастую этого бывает достаточно для выявления простой неисправности, вызванной вздутым (разорвавшимся) конденсатором или вышедшим из строя транзистором. Наша мастерская оборудованна высокоточным измерительным оборудованием и всем, что необходимо для проведения сложного ремонта телевизоров.
Отсутствие съемных блоков и модулей в современных моделях телевизоров приводит к тому, что диагностика и устранение неисправности возможно только путем электрических измерений. На первом этапе ремонта выявляется определяется поврежденный функциональный узел, на втором — определяется неисправный компонент этого узла. Самые большие напряжения и токи проходят в блоке питания и в выходном каскаде строчной развертки. Именно поэтому они чаще всего выходят из строя.
Стоимость ремонта телевизора напрямую зависит от размера диагонали и марки телевизора.