Консультационные услуги.
Автор: МАКСИМ ДЕМИДОВ
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №21 от 26 мая 1997 года
Закрытый мир.
Недавно мне позвонила знакомая и пожаловалась, что у нее перестал загружаться компьютер. Попытки заставить мерзавца работать путем передачи инструкций по телефону не увенчались успехом. Пришлось заехать в гости с дискетами наготове. В итоге компьютер, ехидно крякнув, как ни в чем не бывало, загрузился. После первого же включения.
Наверное, каждому, кто имеет хотя бы некоторый опыт общения с компьютерами, приходится периодически помогать знакомым. Тем же, у кого нет опытных знакомых, иногда остается обращаться к платным специалистам. Куда же деваться? Так что когда в редакции мне предложили подобрать материал о тех, кто частным порядком занимается наладкой компьютеров и программного обеспечения (а случилось это через день после истории с "ехидным" компьютером), о тех, кто в отличие от "консультантов по дружбе" считает это занятие делом, я согласился сразу. Не предполагая, что общаться с такими респондентами окажется крайне трудно.
Завершив работу над статьей, я был удивлен и даже удручен собранной информацией - все оказалось совсем не так, как представлялось. Правда, вполне вероятно, что, поставив себя в положение возможного заказчика, я выходил не на тех персонажей, а называясь журналистом, и вовсе ставил крест на откровенности собеседника. Хотя пользовался, откровенно говоря, самыми очевидными каналами информации.
Первое, что меня поразило, - из десятка моих знакомых, лет пять назад занимавшихся этим самым "частным консалтингом" (хотя тогда такого термина никто не употреблял, а была профессия, в народе именуемая "компьютерщик") и зарабатывавших таким образом на жизнь, никто уже не практикует. Так что самый легкий путь сбора сведений отпал сразу. Кое-кто устроился в программистскую фирму, а кто-то по-прежнему занимается обслуживанием оргтехники, но уже в качестве специалиста сервисной компании. Одиночек среди них не осталось, и лишь один из них в свободное от работы время периодически навещает своих старых клиентов, если у тех возникают проблемы. Да и сам он к этому относится скорее как к хобби.
Со стороны создается впечатление кризиса жанра. И все же я предпринял попытку тотального обзвона всех консультантов, которые так или иначе заявляли о себе в общедоступной рекламной или специализированной прессе.
Персонажи.
Далеко не все мои собеседники, найденные в основном по объявлениям, оказались разговорчивыми людьми (о чем я Максима и предупреждал. - Д.В.), но все же некоторые согласились поделиться опытом.
Все мои собеседники, которых я выискивал в течение трех недель, - действительно "народные консультанты". Единственное, что их объединяет, - это высшее техническое образование и примерно 10-15-летний опыт работы с компьютерами. На этом сходство заканчивалось, но об этом чуть позже.
Прежде всего меня интересовало, каким образом консультанты находят потенциального потребителя услуг. Ведь если несколько лет назад объявления типа "Ремонт оргтехники, установка ПО" иногда занимали целую полосу в газетах "Из рук в руки" и "Все для вас", то сейчас это от силы десяток предложений, лишь половина из которых - частные. Остальное - предложения фирм.
Мнения об эффективности размещения объявлений в прессе у моих собеседников оказались разными. По словам одного из них, реклама в газетах достаточно эффективна, хотя зависимость количества клиентов от частоты публикации рекламы линейной назвать трудно, а другой уверен в том, что реклама в газетах почти не срабатывает. Наконец, по мнению консультанта, живущего в одном из подмосковных городов, лучше всего помещать объявления именно в местной (районной или городской) прессе. При этом очень часто новые заказчики появляются благодаря знакомым и старым клиентам, и почти единогласно мои собеседники признали публикацию объявлений в специализированных компьютерных изданиях делом бесперспективным. К тому же немногие издания такого рода печатают объявления частных лиц, да и большая часть их читателей способна справиться с возникающими проблемами самостоятельно. Между прочим, в двух случаях я оказался первым, кто позвонил по таким объявлениям.
У каждого консультанта своя аудитория. У некоторых это преимущественно частные лица, и лишь изредка удается перехватить заказы от небольших коммерческих структур. А другие умельцы умудряются с одинаковым успехом обслуживать и индивидуальный сектор, и небольшие организации. Некоторые же вообще предпочитают работать только с "корпоративным" заказчиком.
Часть консультантов целенаправленно обслуживает начинающих пользователей, ведь "продвинутые" в помощи почти не нуждаются. Правда, новички довольно быстро осваивают программы и в дальнейших консультациях необходимость возникает очень редко.
Попался мне и представитель исчезающего вида - пожелавший остаться неизвестным программист с 15-летним стажем, поместивший такое объявление: "Всесторонний компьютерный учет и анализ результатов деятельности коммерческих фирм". Он, оказывается, предлагает предприятиям собственную программу автоматизации складской деятельности. Разработке около трех лет, клиентов - около двух десятков. Говорит, что новые заказчики обращаются после того, как увидели где-то программу в действии, а вот по объявлениям звонков мало - в специализированной прессе они вовсе неэффективны, объявления в местных газетах также не приносят результата. Зато около 50 процентов клиентов - постоянные, они требуют поддержки и иногда доработок программы. (Вот оно, сопровождение! - Ред.).
Страница 1 из 2. Перейти на вторую страницу .
