Консультационные услуги.

Автор: МАКСИМ ДЕМИДОВ
Опубликовано в   журнале "Компьютерра" №21 от 26 мая 1997 года

Страница 2 из 2. Вернуться на первую страницу .

Закрытый мир.

Что клиент любит и что у него ломается.

Практически все консультанты, работающие с домашними пользователями, признают, что несмотря на рост мощности "среднего" домашнего персонального компьютера (за несколько лет с 286-го - до Pentium), или, наоборот, благодаря именно этому, неизменным остается интерес пользователей к играм, а также текстовым и графическим редакторам. Единственное серьезное изменение - с DOS люди переходят на Windows, и, соответственно, приходится устанавливать новые продукты. Безусловным хитом среди программного обеспечения являются текстовые редакторы, а среди литературы для начинающих - книги Фигурнова.

По мнению многих респондентов, сейчас наступило некоторое насыщение рынка, особенно по сравнению с тем, что было лет восемь назад, причем большую роль в этом сыграл именно пиратский рынок: найти все необходимое там намного проще, и не нужно обращаться к специалистам.

У многих заказчиков до сих пор имеются большие объемы справочной информации, созданной в программах, работающих под DOS, особенно часто речь идет о "лексиконовском" наследии, которое многие даже и не пытаются перенести в современные операционные системы, предпочитая работать со старыми системами в DOS'е. И все же в последнее время наиболее распространенные заказы - установка Windows, а также борьба с вирусами. Часто требуется "настройка компьютерных игр", встречаются проблемы с бухгалтерскими и графическими программами.

Вообще, складывается впечатление, что где-то рядом с нами идет какая-то бурная жизнь: народ что-то макетирует, переводит, верстает, занимается анимацией, тут же присутствуют консультанты со своими услугами, но вот во что выливается вся эта деятельность - не очень понятно.

В то же время значительная часть звонков по объявлениям связана с ремонтом компьютеров. Как всегда популярна модернизация - народ хочет "круто", но дешево, и многие умельцы даже отказываются от таких работ - ненадежное дело. В Москве сейчас очень распространена модернизация 386-х компьютеров до 486 DX4/100 или Pentium 100-133. А вот заказов на установку мультимедийного железа мало: не такая это сложная операция, к тому же многие сразу покупают мультимедийные компьютеры.

Любопытно, что в последнее время растет число клиентов, желающих установить лицензионное программное обеспечение. В основном речь идет о Windows 95 и бухгалтерских программах. Причем половина заказов на установку лицензионной Windows связана с восстановлением "упавшей" предустановленной на компьютер ОС.

Большинство консультантов единодушно и в том, что резко возрос интерес к Интернету - часто приходится помогать с подключением. Мало того, начали появляться и такие клиенты, у которых возникают проблемы с автомобильными или "карманными" компьютерами (типа Newton). А один из специалистов, работающих по вызову, убеждал меня, что большинство ситуаций, требующих участия консультанта, связано с низким уровнем компьютерной грамотности клиентов. Например, некоторые удаляют "лишние" файлы или файлы, "не эстетично" расположенные в корневом каталоге. Обожают пользователи и удалять куски Windows-приложений. Нередко причиной вызова является необходимость корректной настройки BIOS и конфигурирование аппаратного обеспечения. В общем, все как и предполагалось.

Закат "золотого века"

Многие консультанты признают: в течение последних нескольких лет на рынке частных услуг "по компьютерам" наблюдается спад, уменьшается количество клиентов, расценки падают. Пик доходности такого бизнеса приходился на 1994-1995 годы. Сегодня же сильно ощущается рост конкуренции (стало больше как частных специалистов, так и многопрофильных фирм), повысился уровень компьютерной грамотности "среднего" пользователя, и, наконец, доступнее стал гарантийный сервис, предоставляемый продавцами. Не на последнем месте и общая экономическая ситуация в стране, так что выручка от одного заказа редко превышает 300-350 тысяч рублей.

Вообще, средняя стоимость услуг частного специалиста в Москве составляет от 100 до 150 тысяч рублей за визит. Гарантии качества работ, естественно, устные, но в подавляющем большинстве случаев они надежны. Кстати, практически все консультанты, с которыми мне пришлось обсуждать проблемы их бизнеса, очень редко сталкиваются с недобросовестностью коллег.

Что же касается предприятий, пользующихся услугами умельцев, то в начале 90-х годов типичным для организаций было наличие парка более или менее однотипных компьютеров. Правда, при сходстве конфигураций приобретались они в разное время и в разных местах, что приводило к определенным проблемам по части совместимости. Зато качество компьютеров было тогда приблизительно одинаковым.

Но когда в 1994-1995 годах к компьютерам "белой" и "желтой" сборки добавились еще и аппараты, собранные в России, проблем стало гораздо больше: приобретаемые компьютеры зачастую представляли собой "сумму деталей". Сегодня положение несколько выправилось, но, по признанию моих собеседников, даже опытный пользователь лишь в определенных границах может сегодня судить о качестве и эффективности тех или иных систем. Например, производительность жестких дисков разных типов при одинаковом объеме и близкой цене может существенно отличаться. Основная проблема большинства потребителей в том, что они, как выразился один из консультантов, хотят получить машину класса brand name по цене "цветной" сборки, но при этом не могут проконтролировать качество этого компьютера в силу своей некомпетентности. Раньше, когда компьютер дома был диковинкой, перед покупкой консультировались у специалиста - где и какой компьютер выбрать в рамках имеющихся средств. Сейчас компьютер покупается многими как бытовой прибор, как современная игрушка для ребенка. Представления у большинства о компьютере, до тех пор, пока его не купят, самые смутные. Отсюда и большинство проблем.

Опыт общения

Итоги общения с консультантами меня не удовлетворили. Как-то все смутно, ощущается какая-то недосказанность. Ну что удалось выяснить? Примерные суммы гонораров? Так они могут существенно меняться от заказа к заказу. Что пользователь становится умнее и одновременно делает идиотские ошибки? Ну и что! Что консультанты обслуживают кроме таких же частников еще и организации? Но есть и малочисленные предприятия, мало отличающиеся уровнем взаимоотношений с мастером по вызову от домашнего пользователя.

Очевидно одно. Обсуждать тонкости своего бизнеса с кем бы то ни было консультанты не хотят. Тем более бизнес этот сверхприбылей не приносит, хотя прокормиться им можно. В любом случае создается впечатление, что деятельность эта большинством консультантов рассматривается как временная и все они немного напоминают задержавшихся на вокзале пассажиров. Как только подойдет подходящий поезд, появится более или менее сносное предложение, они с удовольствием забросят это занятие. Впрочем, на их место тут же придут другие. Ведь как ни верти, а консультанты пока нужны...

Автор: МАКСИМ ДЕМИДОВ
Журнал "Компьютерра" №21 от 26 мая 1997 года

Услуги консультанта