Покупаем компьютер - 3. Гарантийные обязательства.

Автор: Александр Цой
Опубликовано на   сайте PC.UZ"

Гарантийный срок любого устройства устанавливается производителем с учетом технических и эксплуатационных факторов и норм. Если говорить о персональных компьютерах, то обычно на эти машины дается гарантия 1 год. Сегодня мы поговорим о том, что надо иметь в виду при покупке и эксплуатации компьютера , чтобы вопрос гарантийного обслуживания, если он все-таки возникнет, решился как можно безболезненнее.

I ПРИ ПОКУПКЕ

1. Требуйте гарантийный талон. Получив его, убедитесь, что на нем четко видны адрес магазина (юридический и физический). На талоне должно быть ясно прописано, в каких обстоятельствах продавец будет, а в каких не будет нести ответственность в случае неисправности.

2. Обязательно уточняйте неясные пункты. Компьютер - вещь недешевая и поэтому только вам решать, на каких условиях вы готовы расстаться с деньгами. Стеснение и страх показаться дотошным или занудой неуместен везде, где речь идет о крупных тратах.

3. Найдите время поэксплуатировать компьютер еще в магазине. Посмотрите фрагмент фильма, поиграйте в игру (стандартные игры, входящие в поставку ОС не считаются), проделайте другие операции, которыми вы собираетесь загружать своего нового помощника.

4. Прямо задайте вопрос: дается ли гарантия (обычно 1 год) на всю машину. Дело в том, что не все комплектующие, составляющие ваш компьютер, имеют годовую гарантию. Например, на CD-приводы гарантия дается на три месяца, иногда на полгода. Такие аксессуары как мышь или клавиатура вообще имеют так называемую гарантию на работоспособность, что фактически означает ее отсутствие: если вы покупаете устройство отдельно и в момент приобретения оно работало, то через даже день вам никто ничего не вернет, если вдруг случилась поломка.

Практика показывает что в случае покупки компьютера с годовой гарантией продавец обычно честно исполняет гарантийные обязательства. Даже если сломалась деталь, гарантия на которую либо не распространяется вообще, либо ее срок уже закончился. Но вопрос лучше задать. С ответом все просто: либо «да», и разговор о покупке продолжается, либо разворачиваемся и уходим. Никаких «ну вы знаете», «как бы» и т.д.

5. Проверяйте комплектность. Как известно, часть «компьютерных» товаров продается в двух видах комплектации: OEM и Retail. Отличаются они ценой и содержимым коробки. Если в первом случае вы получаете только само устройcтво и необходимые для его функционирования двайверы, то во втором к устройству прилагаются разные вкусности - например, в коробке с пишущим CD - приводом могут лежать несколько болванок, а к видеокарте могут прилагаться лицензионные игрушки. Поэтому, заказывая сборку компьютера в магазине из комплектующих, купленных Вами в Retail – упаковке, проверяйте содержимое упаковок, не отходя от кассы.

6. Желательно приобрести устройство защиты от перепадов напряжения. Если вдруг компьютер выйдет из строя по причине скачка в сети питания, про слово «гарантия» можно забыть. Магазин абсолютно справедливо откажется соблюдать свои гарантийные обязательства и, скорее всего, посоветует Вам подать в суд на электросеть. Чтобы не оказаться в такой ситуации, рекомендую при покупке компьютера приобрести к нему источник бесперебойного питания. Стоит он в среднем 30-60 долларов - совсем недорого в сравнении с ценой всего компьютера. А ведь при резком перепаде напряжения может сгореть не только блок питания, но и любой компонент компьютера, который запитывается от него (от материнской платы с процессором до CD-привода или внутреннего модема).

II ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПРОБЛЕМ

1. Если компьютер вдруг перестал работать и надо нести его в магазин. Не забудьте все документы, включая гарантийный талон. Также рекомендуется нести его не в хозяйственной сумке, а аккуратно упаковать в ту же тару, в которой Вы приобретали его изначально. Зачем? Во-первых, упаковочная тара служит для предохранения устройства от повреждений и внешних воздействий. А во-вторых, в случае, если продавец решит заменить по гарантии монитор или системный блок на другой, без родной упаковочной тары, его у вас просто не примут.

2. Если машина глючит, надо переустановить ОС. Если и после этого глючит, то запомните, в какой момент происходит глюк, потом – см. пункт I-1. Тогда в сервис-центре вы сможете смоделировать проблемную ситуацию: «я делаю вот так, а он раз - и не работает».

3. Если сломалась отдельная деталь, сначала позвоните продавцу. Объясните, что сломана, например, всего лишь клавиатура и вам не хотелось бы тащить для ее замены весь компьютер . Скорее всего, продавец попросит вас принести для замены только сломанную вещь.

4. Совет общего характера. Не паникуйте, не кричите, не ругайтесь. Сегодня конкуренция на местном компьютерном рынке высока, и продавец наверняка постарается разрешить гарантийные обязательства в вашу пользу.

III ЗА ЧТО ПРОДАВЕЦ СПРАВЕДЛИВО ОТКАЖЕТСЯ ОТВЕЧАТЬ.

1. За пролитый на клавиатуру кофе.

2. За проблемы связанные с вашей электросетью (см. п. I.-6).

3. За несвоевременную доставку неисправного изделия. Если в талоне черным по белому написано: «гарантия 6 мес», то никаких претензий на седьмой месяц эксплуатации предъявлять уже нет смысла. Никакие оправдания типа «я звонил две недели назад, а приехать смог только сейчас» скорее всего не пройдут.

4. За некорректную работу программного обеспечения, включая операционную систему (если это не вызвано неисправностью физических устройств, входящих в компьютер). Что это означает? Это значит, не стоит предъявлять претензии продавцу за глючную игру, потерянные из-за вирусов данные, снесенный вами Windows или за переполнение вашего жесткого диска.

IV ЗА ЧТО ПРОДАВЕЦ ТОЖЕ НЕ БУДЕТ ОТВЕЧАТЬ, А НАДО БЫ

1. За потерю важных данных по причине физической неисправности изделия. На юридическом языке это называется косвенный вред. Например, у вас на жестком диске находится база данных предприятия за 10 лет. В случае выхода из строя жесткого диска, продавец его заменит по гарантии, а вот до информации на диске (какая бы она бесценная для пользователя она не была – ему и дела нет).

2. За то, что некоторые комплектующие очень часто не в полной мере соответствуют заявленным производителем характеристикам и техническим спецификациям. Пример: производитель заявил, что на видеокарте установлена память с латентностью 2нс, а на деле эта величина составляет 3.8нс. (в данном случае чем больше, тем хуже – прим. автора). Однако вам не поменяют видеокарту и не вернут деньги. Еще пример: производитель LCD монитора заявляет, что время отклика данной модели 12мс, а на самом деле (почти всегда) она составляет 18-24мс (аналогично - чем больше, тем хуже – прим. автора). Здесь деньги вернуть тоже нереально.

3. За несвоевременное исполнение гарантийных обязательств. Не так уж редко случается, что с момента обращения в сервис-центр до починки компьютера проходит значительное время. А компьютер мог в это время приносить пользу, в том числе материальную (в Интернет-кафе к примеру). Дотошные юристы называют это недополученной прибылью. Напрашивается вывод: сроки ремонта должны быть оговорены заранее в гарантийном талоне.

Ну и еще пример того, что может означать слово «гарантия». Большинство мониторов имеет гарантийный срок 3 года. Это значит, что в первый год эксплуатации вам его починят бесплатно, а при невозможности ремонта заменят на новый. В последующие два года его также починят бесплатно, но при условии оплаты запчастей, необходимых для ремонта. То есть бесплатной для вас остается только работа мастера, за все остальное придется заплатить. И тут возникает вопро с без ответа: что делать в последующие два года при неисправности, не поддающейся ремонту?

V. И, НАКОНЕЦ, ЕСЛИ ПРОДАВЕЦ ОТКАЗЫВАЕТСЯ ИСПОЛНЯТЬ ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

В самом крайнем случае, если продавец демонстрирует неприкрытое хамство или в магазине вас начинают уверять, что, типа, «э-э-э… ты сам все запорол… такие вещи под гарантию не попадают… мы тебя вообще в первый раз видим….» и т.д., ну, тогда, как это не прискорбно, - вам прямая дорога в «Общество защиты прав потребителей».

Компьютер