Автор: Антон Карпин
Опубликовано в журнале "HARDnSOFT"
15.05.2007
Персональные компьютеры различаются между собой подобно классам автомобилей. В ассортименте большинства производителей есть бюджетные модели, модификации «для дома», рабочие станции и ПК для активной игры, то есть для геймеров. Как правило, покупая систему для работы с офисными пакетами, люди не слишком задумываются над ее производительностью. Совсем другое дело - компьютер для игр. Мы постарались поставить себя на место человека, скопившего необходимую сумму и желающего, чтобы его новый ПК без проблем справлялся с самыми популярными современными играми. Помимо этого, ему, возможно, хотелось бы, чтобы у системы оставался некоторый запас производительности для игровых проектов следующего поколения.
В результате мы решили протестировать семь наиболее любопытных, на наш взгляд, игровых систем, которые нашли в продаже у крупных ритейлеров на российском рынке. Верхняя ценовая планка установлена нами на уровне 2000 долл., что в настоящий момент составляет чуть больше 50 тыс. руб. По сравнению с аналогичным исследованием, проведенным нами более года назад (Hard'n'Soft. 2006. №4), мы достаточно серьезно подняли ценовой потолок — на 800 долл. Почему? В данном случае перед нами стояла задача найти идеальный компьютер для игр, не особенно стесняя себя в средствах. К тому же, ПК этой категории интересны уже сами по себе благодаря используемым в них техническим решениям.
Прежде всего, мы выбрали набор тестовых программ, позволяющих оценить общую производительность ПК в игровых и некоторых профессиональных приложениях. Для этого использовались как синтетические тесты, так и приложения, моделирующие реальные задачи. Перед началом работы мы форматировали диск, а затем на все компьютеры устанавливали Microsoft Windows XP Professional с пакетом обновлений Service Pack 2, последний DirectX 9.0с, свежие видео- и аудиодрайверы, тестовое программное обеспечение, а также для PCMark05 инсталлировали Windows Media Encoder 9
и Windows Media Player 10.
Для сравнения скоростных характеристик компьютеров использовались синтетические тесты Futuremark 3DMark06 и 3DMark05 (значения по умолчанию), интегральное значение производительности ПК в PCMark05, игры F.E.A.R, FarCry, Serios Sam 2, The Eldger Scrolls of Obvilion, S.T.A.L.K.E.R и Splinter Cell: Chaos Theory при максимальных настройках качества в разрешении 1280x1024, 16xAF,4xAA. Кроме того, анализировались результаты тестового пакета SPECviewperf 9.0.3, включающего в себя типичные задачи из популярных профессиональных программ трехмерного моделирования. Для оценки собственно процессорной мощи в играх, не требующих участия трехмерного ускорителя (а такие тоже популярны), мы учитывали результаты шахматного бенчмарка Fritz Chess Benchmark. Полученные данные по каждому приложению и игре нормировались по максимальным значениям и с учетом весового коэффициента 9,09% включались в итоговую оценку производительности. Затем их приводили к пятибалльной шкале, согласно которой наименьшее число баллов получает наиболее медленный ПК, наибольшее — самый быстрый, а остальные распределяются пропорционально своим результатам. Учитывая, что компоненты, непосредственно влияющие на производительность, в стоимости компьютера занимают около 60 % (материнская плата, оперативная память, процессор, видеокарта), именно эта цифра определяла влияние результатов производительности при расчете оправданности цены.
Хороший звук имеет достаточно серьезное значение в играх и для мультимедиа. При расчете коэффициентов мы отталкивались от стоимости приличной звуковой карты с поддержкой EAX — Audigy 4 (от 50 до 100 долл.), что составляет 2,5—5% от средней цены наших участников. Оценки выставлялись по результатам тестирования программой RightMark Audio Analyzer 5.5.
При расчете оправданности цены качество звука имело вес 5%.
К функциональным параметрам были отнесены те, которые не тестировались, но учесть их наличие было необходимо, поскольку они являются дополнительными достоинствами. Конечно же, эти параметры неравнозначны: есть более значимые (емкость жесткого диска, возможность установки второй графической платы) и менее (количество портов USB, цифровой аудиовыход). Поэтому в соответствии с нашими представлениями о ценности того или иного параметра для решения компьютером в первую очередь игровых, а затем и других домашних задач, мы выставили следующие весовые коэффициенты.
Набранные за удобство и функциональность очки суммировались, результаты нормировались по максимуму для выставления соответствующей оценки по пятибалльной шкале.
В общей оценке параметры удобства и функциональности занимали 25%.
Мы измеряли показатели нагрева процессора, чипсета материнской платы, жесткого диска и памяти видеокарты с помощью программы Everest 2006. Результаты фиксировались и в спокойном режиме, но имели влияние на оценку лишь после 15-минутного прогона теста 3DMark05 вместе с утилитой стресс-тестирования процессора S&M. Показатели шума оценивались субъективно — от самого худшего к самому лучшему.
В общей оценке нагрев и шум имели вес по 5%.
Эта оценка рассчитывалась путем деления цены компьютеров на сумму нормированных итоговых оценок за производительность, быстродействие графики, удобство и функциональность.
Полученные результаты нормировались по минимуму и сводились к пятибалльной шкале по обычной формуле: модель с наименьшим показателем получала один балл, с наивысшим — пять баллов, остальные — пропорционально своим результатам.
Общая оценка Hard'n'Soft вычислялась как среднее арифметическое всех пяти итоговых оценок.
Следует подчеркнуть, что приводимые пятибалльные оценки служат исключительно для сравнения моделей, принявших участие в тестировании. Мы используем «растянутую» шкалу с диапазоном от наихудшего до наилучшего из всех продемонстрированных результатов, благодаря чему сравнение становится более наглядным. Однако, поскольку такая шкала никак не привязана к абсолютным показателям производительности, функциональности и оправданности цены, она не дает возможности сопоставить выставленные оценки с теми, которые могут продемонстрировать устройства, оставшиеся за рамками нашего испытания. Таким образом, даже если какая-либо из протестированных моделей и получила низкую оценку в одной из номинаций, это отнюдь не означает, что она уступает по данному показателю всем другим ПК, представленным на рынке.
Интересно, что ни один из производителей не поставил в дорогой игровой ПК знаменитый «геймерский» винчестер WD Raptor, посчитав, видимо, это излишним. Также нас несколько удивило отсутствие решений на базе старших видеокарт от AMD/ATI. Лишь один из «системников» обошелся «скупым» нынче объемом системной памяти 1 Гбайт (вдвое больший для ПК данного класса объем оперативки, видимо, стоит считать сейчас оптимальным), хотя это не помешало ему хорошо «выглядеть» в игровых тестах. И все же, приобретая мощный геймерский системный блок за 2000 долл., хочется получить не только высокое быстродействие в играх, но и высококачественный звук, относительно бесшумную работу системы, функциональность по разумному максимуму и, безусловно, «крутой» внешний вид. Как оказалось, не все производители это учитывают в разумном соотношении и поэтому могут потерять очки не только в тестах, подобных нашему, но и в глазах покупателя.