Чистка и смазка часов

   

В нашей мастерской ремонт старинных часов выполняет часовой мастер с большим опытом работы.

К старинным относятся часы, выпущенные в период с конца 18 века и до начала 20 века. Однако, в категорию раритетных (редких) часов могут попасть и более "молодые" модели часов экспериментального и мелколосерийного производства. Особенность зтой категории часов в их уникальности.

Чаще всего старинные часы требуют ремонта и починки. В лучшем случае можно обойтись лишь чисткой и регулировкой механизма, но это редкость. Зачастую старинные часы не ходят и не заводятся всего лишь потому, что загустела старая смазка, и часы надо почистить и смазать.

Механизм часов не смог бы работать совсем, если бы его главнейшие детали, находящиеся в непрерывном движении, не имели смазки.

Механические часы нуждаются в регулярной смазке Помимо смазки, часам требуется регулярная чистка. Даже если вы не пользуетесь часами длительный период времени, их необходимо регулярно заводить. Смазка, обеспечивающая бесперебойный и точный ход часов, становится густой гораздо быстрее во время простоя механизма.

Ремонт старинных часов в мастерской

Ремонт старинных часов кардинально отличается от ремонта современных часов. Схемы разборки и сборки, карты смазки, стандартные узлы – для старинных часов всё это, как правило, найти затруднительно.

С каждым старинным механизмом необходимо познакомиться, понять его сильные и слабые места, выбрать такой вариант ремонта часов, при котором будут сохранены оригинальные детали.

    

Ремонт часов с боем

Часы с музыкальными устройствами

Константин Чайкин

«Антикварное Обозрение», № 3/2006

Звуковая индикация текущего времени, а также различные музыкальные функции антикварны часовых механизмов, пожалуй, всегда пользовались не только особенной любовью знатоков и собирателей занимательной механики, но и, в сравнении с другими часовыми усложнениями, – наибольшей популярностью среди обывателей.

Куранты, репетиры и карильоны, старинные кукушки, петухи и соловьи, часовой, получасовой и четвертной бой, замысловатые мелодии, воспроизводимые встроенными в часы молоточками и колокольчиками, гонгами и органами – все это еще со времен прошлых столетий неизменно вызывает восхищение ценителей прекрасного.

Музыка времени

Существует несколько типов старинных часов, которые можно отнести к музыкальным. В первую очередь, речь идет о часах с боем, наиболее часто встречающихся сегодня на антикварном рынке. Это могут быть карманные или настольные экземпляры, однако самым распространенным вариантом часов с боем являются классические настенные часы, созданные в конце XIXначале XX века, отбивающие в положенный момент количество часов и получасов, иногда – также и четвертей часа. Как правило, в звучании боя (одного звука или сочетании нескольких нот) задействованы механические молоточки, ударяющие в определенное время по гонгам или колокольчикам.

Часы с репетицией, следующая категория музыкальных часов, отличаются от классических часов с боем тем, что совершают звуковую индикацию текущего времени не автоматически, а по запросу. Это часы с так называемым принудительным боем: для того, чтобы услышать, который час, владельцу карманного репетира необходимо нажать на рычаг, клавишу или кнопку, а если это крупногабаритные (т.е. настольные, настенные или напольные) часы – потянуть за специальный шнурок или цепочку. В прошлые века изготавливались различные виды репетиров: их разделяют по тому, отбивают ли они количество текущих часов или получасов, четвертей или получетвертей (7.5 мин), встречаются также пятиминутные или минутные репетиры.

Другая разновидность музыкальных часов называется карильонами. В этих часах устанавливалось по три и более гонга (в карманных) или колокольчика (в крупногабаритных часах), изготовленных из бронзы. Каждый из них отвечает за определенную ноту, и благодаря их единому звучанию мы можем услышать уже не просто одноголосый или двуголосый звук или аккорд, как в обычных часах с боем, а еще и мелодию, которая обычно проигрывается перед боем или вместо боя получасов или четвертей.

Что касается карманных часов с карильоном, то их очень редко можно увидеть, а стоимость их очень высока. Крупные, башенные часы-карильоны принято именовать курантами, вместо колокольчиков в них используются специальные колокола. Конструкции курантов Санкт-Петербургского Петропавловского Собора и менее сложных курантов Спасской башни Московского Кремля включают в себя большие барабаны, с которыми связаны колокола, исполняющие мелодии перед боем.

Часы с дополнительными музыкальными устройствами, например, со встроенным органом, считаются самыми технически сложными и совершенными музыкальными часами. Кроме стандартного боя, они каждый час, либо полчаса, либо четверть часа, или в любое время (по желанию) позволяют прослушивать красивейшие, длинные, записанные на определенные носители мелодии. Сложные часы с музыкой достаточно редки в наше время, в крупнейших музеях мира их – единицы. И, конечно, такие часы нечасто появляются не только в антикварных лавках или салонах, но и на мировых аукционах, представляя собой весьма дорогостоящие лоты – суммы за эти уникальные образцы творчества часовых мастеров прошлых столетий исчисляются порой миллионами долларов.

Часовые фабрики, мастера и их шедевры

Стоимость часов с боем зависит от марки производителя, года изготовления и тиража этой модели часов, а также общего количества часов, выпущенных данной компанией. Что касается недорогих моделей массового производства конца XIX – начала XX века, то их можно приобрести сейчас во многих специализированных магазинах по цене от 500 рублей. Например – страстно любимые всеми «Le Roi a Paris» (Франция), настенные часы с боем, которые с трудом доживают до наших дней из-за высокой степени износа всех деталей и практически ежедневно поступают в нашу мастерскую для оценки, технической экспертизы и дальнейшего ремонта.

Крупногабаритные часы, отличающиеся хорошим качеством, выпускали такие фирмы, как «Henry Moser» (Швейцария), «Gustav Becker» (Германия) или «Lenzkirch» (Германия), рыночная цена таких моделей с часовым и получасовым боем составляет от 20 до 1000 долларов, и больше – если это часы с четвертями. Наиболее же дороги на сегодня (от 5000 долларов и намного выше) настольные, настенные и напольные часы с боем, которые изготавливались в Англии, Франции, Чехии, Германии и Австрии в XVII – XVIII вв. Самые сложные часы, с музыкой, изготавливали талантливые часовщики, такие как Джон Тейлор (стоимость часов – от десятков тысяч долларов), Джеймс Кокс или Жаке Дро (часы с боем, музыкой и поющими птичками стоят от сотен тысяч долларов).

Интересно, что гениальный Иван Петрович Кулибин тоже посвятил десятилетия своей жизни созданию уникальных музыкальных часов. В начале XIX века он изготовил теперь уже знаменитые на весь мир, находящиеся в данный момент в собрании Государственного Эрмитажа миниатюрные часы-театр в форме гусиного яйца, которые воспроизводят три мелодии в сочетании с дополнительными анимационными функциями. В рукописных архивах И. П. Кулибина сохранились записи и о другом, менее прославленном шедевре блестящего мастера – изобретенных и созданных им часах-гуслях, а также еще об одних часах со сложным музыкальным барабаном (к сожалению, об их судьбе практически ничего неизвестно).

Механические оркестры

Совокупность деталей, используемых в музыкальных часах для воспроизведения мелодий, часовщики называют музыкальным механическим инструментом. В старинных часах он может представлять собой как карильон или орган, так и гребенку вместе с валиком либо диском: при вращении валика его специальные штифты задевают зубья гребенки, и таким образом проигрывается мелодия. В XVIII веке мастера стали изготавливать часы и шкатулки с оркестровыми функциями, то есть механическим музыкальным инструментом, состоящим, к примеру, не только из гребенки и диска, а еще из струнных или ударных. Эти механические устройства когда-то помогали нашим прапрабабушкам и прапрадедушкам, лишенным таких благ современной цивилизации, как магнитолы и мр3-плееры, прослушивать любимые мелодии, соответствовавшие духу времени. И сегодня мы можем ощутить ту атмосферу, в которой создавались эти интереснейшие произведения.

Что касается часов с органом, то их звучание основано на взаимодействии труб и клапанов: в них попадает нагнетаемый кожаными мехами воздух, заставляя воспроизводить разные звуки. В данном случае задача музыкального механического инструмента – двигать рычаги и открывать клапана, именно для этого в часы монтировался специальный музыкальный валик. Такие часы, отличаясь поистине удивительным звуком, который они воспроизводят, являют собой очень большую редкость. Чего не скажешь о часах с кукушкой, простейшем представителе часов с органом – здесь вместо обычного боя, благодаря встроенным в музыкальную часть механизма часов пары специальных мехов и трубок, мы слышим количество «ку-ку».

Реставрация старинных часов

Остается добавить, что по-прежнему модным развлечением в среде наших уважаемых коллекционеров считается покупка и последующая реставрация недействующих часов. И в случаях, связанных с музыкальными часами, профессионалы Санкт-Петербургского Центра Реставрации часов работают не только над воссозданием стрелок, циферблатов и прочих составляющих внешнего вида часов, а также деталей механизмов, но и над восстановлением механического музыкального инструмента. Чаще всего причиной обращения к реставраторам служит износ деталей. Но наибольшую проблему для часов представляет собой некачественный «ремонт» у случайного мастера, в результате которого зачастую оказываются сломанными нежные и хрупкие детали (штифты валика, зубья гребенок, меха органа), и разрушается система синхронизации музыкального часового механизма.

Воссоздание музыкальных часов – очень сложный и ответственный процесс. Специально оборудованное помещение, старинный и современный дорогостоящий инструмент, блестящее знание специальных технологий, высокая квалификация и опыт часовщиков – при этом необходимо иметь еще и профессиональные навыки музыканта. Для того, чтобы заменить отсутствующие части музыкального аппарата, требуется помощь мастеров-настройщиков. Сначала необходимо расписать всю мелодию по нотам, затем распознать недостающие, и уже в соответствии с этим – восстановить утраченные зубья гребенки, штифты валика или диска и настроить их, как музыкальный инструмент.

    

Санкт-Петербургский Центр Реставрации Часов

Ремонт и реставрация антикварных часов

Реставрация корпуса часов

В наши дни старинные часы ценят многие люди. Купить раритетные антикварные часы можно на различных аукционах. Стоимость антикварных часов зависит от моды, от имени мастера (или часовой мастерской, в которой они были изготовлены).Сегодняшние часы совсем не похожи на те, которые носили наши предки и восхищались ими несколько веков назад. На рубеже XI-XII веков появились первые механические часы и произвели собой фурор. Эти часы зародились как произведение союза искусства и науки. Для создания таких часрв требовался настоящий талант. Поэтому и ремонт антикварных часов – дело не из легких. Оттого они и ценятся столь высоко. Зачастую в руки часовщика попадают сломанные антикварные часы - без половины механизма. Тут-то и приходится мастеру потрудиться — подобрать недостающие части, заменить изношенные старые. Если часовщик занимается восстановлением и ремонтом часового механизма, то для восстановления деревянных корпусов приходится привлекать реставратора по мебели. Сейчас сложно понять, как раньше трудно было сделать часы. Создание корпуса тех древних часов, которые сейчас - антиквариат, требовался труд не одного мастера, а иногда двух, а то и трёх мастеров. Для создания корпуса требовался искусный мастер-краснодеревщик, часовщик творил самое главное - часовой механизм, позолотчик выполнял позолоту некоторых участков часов, а гравёр выполнял функцию завершителя, он занимался их украшением. В некоторых случаях работу по созданию корпуса часов выполнял литейщик. Позднее в знатных слоях общества вошли в моду металлические часы, которые сейчас являются ценностью антикварных коллекций.

Старинные настенные часы Le Roi a Paris

Le Roi a Paris переводится как "Король Парижа". В начале 20 века поизводством часов под маркой "Le Roi a Paris" занималось сразу несколько немецких фабрик, крупнейшими из которых были Shlenkler-Kienzle, Yunghans, FMS и PHS.

Настенные часы Le Roi a Paris относились к разряду недорогих, доступных широким слоям населения. По сути это были механические часы с пружинным заводом и с эмалевыми циферблатами, отдаленно напоминающие "Венские регуляторы", (дорогие часы высокого качества со строгими архитектурными контрами корпуса из эбенового дерева или самшита, которые до этого выпускались австрийцами и немцами уже почти полвека). Маркировка циферблатов надписью "Le Roi a Paris" - маркетинговый ход, желание привлечь покупателей. Немцам удалось без последствий использовать имя знаменитой французской фирмы, существовавшей с конца 18 века. Возможно, марка Le Roi a Paris не была зарегистрирована в Германии. Компания "Schlenker-Kienzle" официально зарегистрировала старинную торговую марку "Le Roi a Paris" на себя 16 марта 1909 года в международном патентном бюро в Лондоне. С тех пор надпись "Le Roi a Paris" можно встретить, как правило, только на настенных часах производства "Kienzle".