Апгрейд, еще апгрейд...

Автор: Анатолий Левенчук
Опубликовано в   журнале "Компьютерра"
№44 от 10 ноября 1998 года

Страница 2 из 2. Вернуться на первую страницу .

В чем привлекательность апгрейда?

Часто для существенного подъема важных характеристик системы нужно потратить совсем немного. Правда, разные люди считают важными разные характеристики и согласны доплачивать каждый за свое.

Например, ноутбук у меня был с 32 Мбайт RAM, и я - по традиции - считал такой объем памяти вполне достаточным. Но как-то один знакомый запустил на моем ноутбуке системный монитор и сообщил, что по приборам нужно добавить памяти до 96 Мбайт. Я послушался и вложился в дополнительную память (меньше 10 процентов от общей стоимости ноутбука ). Время старта всех задач уменьшилось вдвое. Интересно, сколько нужно было бы потратить для получения вдвое большей производительности по старту задач, если бы я тратил деньги не на память, а на более быстрый процессор или более быстрый жесткий диск? И, конечно, этот рецепт повышения производительности был верен только для меня, у большинства компьютеризированных детей, которых я знаю, планы апгрейда начинаются с видеоускорителя 3Dfx и продолжаются звуковой картой, а память часто идет на третьем-четвертом месте.

По старинной русской традиции, гостей я принимаю на кухне, на кухне же и работаю со своим ноутбуком, поэтому музыкальная система на кухне у меня и стоит. Год назад купил себе на кухню активный сабвуфер за 300 долларов к колонкам за 200 долларов пара. Я не представляю, сколько нужно было бы заплатить для "лобового" решения проблемы "кухонного" баса на том же уровне качества, приобретая более дорогие "обычные" колонки. К тому же сабвуфер весьма мал и стоит у меня на кухне под столом, а куда бы я на кухне дел весьма объемные "обычные" акустические системы, я не знаю.

Та же история произошла с аудиокабелем. Я, как и большинство моих друзей, не считал межблочный кабель полноценным аудиокомпонентом, зато считал рассуждения о его влиянии на качество звука типичной лженаукой. Спасибо продавцу, который просто уговорил меня "послушать" разные кабели - я до этого эксперимента искренне считал, что разницу в кабелях я просто не услышу. И тупо бы завидовал звуку вдвое более дорогой техники. В результате, добавив 100 долларов к цене обычного аудиокабеля, соединяющего проигрыватель компакт-дисков с усилителем, я получил такое же улучшение качества звука, как если бы купил новые, вдвоеболее дорогие усилитель и проигрыватель. Полезно помнить, что между двумя интерфейсами (в данном случае разъемами RCA) всегда есть место для дополнительного компонента.

Купив адаптер флэш-памяти к цифровому фотоаппарату (простой переходник между интерфейсом SmartMedia и интерфейсом PC Card - меньше 10 процентов от цены фотоаппарата), я минимум в десять раз уменьшил время извлечения из него файлов-фотографий. А заменив в нем по совету Козловского обычные батарейки на идентичные по интерфейсу (форм-фактор, напряжение) никель-металлгидридные аккумуляторы, я увеличил в пять раз время его работы без замены источников питания.

Перейдя со старинных программ UUCP-протокола приема электронной почты на программы POP3 (бесплатно по деньгам, но с потерей некоторого количества драгоценного времени), я уменьшил время приема почты на порядок. Замена интерфейса (вернее, установка новой программы, поддерживающей POP3) "окупилась" за неделю, дальше пошел чистый выигрыш.

Но это все о добавлении и/или замене компонентов. А что происходит с системами?

Обмен веществ

Михаил Монастырский, с 1991 года занимающийся Интернет-провайдингом в Ростове-на-Дону, как-то заметил, что Интернет-сервер на PC стоит всегда 3500 долларов. Так было в 1991 году при покупке первого сервера, так было в 1994 году при покупке второго, так оказалось и в 1996 году, когда он рассказывал мне эту историю при покупке третьего. Я думаю, ничего не изменилось: наверняка замечание Монастырского про постоянство стоимости Интернет-сервера сегодня тоже выполняется. Другое общеизвестное наблюдение гласит: домашний компьютер нужно покупать за 1300 долларов, а более дешевые машины уже считать безнадежно устаревшими. Конечно, за одни и те же деньги в разное время пользователи получали совершенно разные по возможностям компьютеры. Я бы затруднился как-то сравнивать машины 1991-го и 1998 годов... Основное отличие - не в производительности и системе команд, а в возможности апгрейда современных систем.

Законы о постоянной стоимости верны только для покупок начальных систем (наборов компонентов). Но в эпоху апгрейда подчас о системах нельзя точно сказать, когда они куплены! В компьютере Козловского на сегодня не осталось ни одного компонента от первоначально купленного набора. У меня то же самое произошло с кухонной аудиосистемой. Такой вот обмен веществ... пардон, органов, то есть компонентов в системе. Системы "рождаются", "растут", потребляя новые компоненты и избавляясь от старых, "воспитываются"... Любите ли вы детей? Но компонентные системы не совсем дети.

Апгрейдный цикл начинается с разовой покупки функционально законченной компонентной системы, затем идет длинная череда разнообразных апгрейдов, одни компоненты заменяются, другие добавляются. В какой-то момент становится ясно: никакие апгрейды этой системе уже не помогут. Проще пойти в магазин, выбрать новую систему (набор компонентов) покруче и попытаться забыть об апгрейде на два года. Но уже через год ограничения купленной техники станут явными, и через полтора года технику нужно будет опять куда-нибудь "подарить", а себе купить новую "стартовую" систему за такую же сумму, но на основе современного набора стандартов. Апгрейдный циклзатем повторяется и становится все короче и короче. Знакомая модель? Это же модель наркозависимости!

Фармакокинетика апгрейда

Как только была замечена аналогия с наркозависимостью, стало возможным смело применять соответствующий описательный аппарат, который дает фармакокинетика - наука, изучающая изменения во времени концентрации в организме лекарственных (в том числе наркотических) веществ в зависимости от различных схем приема.

"Полезность" компонентной системы в данном случае можно отождествить с концентрацией наркотика, причем полезность выразить непосредственно в деньгах. На мой взгляд, полезность тех или иных систем убывает со временем примерно по тем же законам, что и концентрация наркотика. А концентрация падает со временем в силу самых разных причин (скорость этого падения обычно характеризуется "периодом полураспада", когда концентрация падает вполовину). Следовательно, в нашем случае можно измерить скорость "морального старения" компьютера или аудиосистемы временем падения его рыночной стоимости до половины от начальной величины (физическое старение в расчет не берем).

Ударной (начальной) дозой, конечно, является покупка базовой системы. "Полезность" в этот момент равна покупной стоимости. Далее полезность падает, и способом поддержания полезности (концентрации наркотика) начальной системы для владельца является своевременная замена в ходе непрерывного апгрейда тех или иных компонентов. Этому в фармакокинетике соответствуют поддерживающие дозы - нужны деньги на закупку компонентов и обслуживание. Если не проводить апгрейд, полезность системы для ее владельца будет резко падать, и пользователь начнет ощущать неудобства "низкой концентрации". Закон есть закон - технически ничего не ломается, все работает, а пользователь недоволен просто потому, что прошло время. Более того, аппетиты обычно растут во время еды, и прирост субъективно ощущаемой полезности на единицу поддерживающей дозы (вкладываемых в докупку компонентов денег) скоро не будет удовлетворять нашего апгрейдомана. В какой-то момент он замечает: каждая доза апгрейда, поддерживающая или увеличивающая полезность, обходится ему слишком дорого. И тогда он сменит наркотик на более сильный: купит новую базовую модель, потребительские качества которой определяются другим набором стандартов (системных интерфейсов). Например, вместо системной платы на базе Socket 7 покупается плата, использующая Slot 1, ибо иначе многие апгрейды оказываются недоступными. Конечно, такая замена не означает конца истории. Весь цикл непременно повторится.

Задача оптимизации апгрейда ставится в "фармакокинетической" метафоре похожим образом: максимизация площади под фармакокинетической ( апгрейдокинетической?) кривой зависимости концентрации (полезности) от времени и выравнивание ее колебаний при минимизации начальной и поддерживающих "доз".

Фармакокинетическое понятие передозировки (избыточной, не используемой концентрации) к апгрейдам тоже применимо. Часто встречаются такие странные действия, как покупка двухпроцессорных серверов в качестве секретарской пишущей машинки. Также часто встречается закупка "на вырост" современных компонентов (звуковых плат, видеоускорителей), безнадежно устаревающих к моменту действительного их использования.

Конечно, фармакокинетическое описание не является единственным. Более того, апгрейды чаще описываются в терминах "инвестиции", "дисконтирование", "амортизация".

Апгрейд - это надолго

Мир изменился в очередной раз. Как-то постепенно и незаметно человечество перешло на компонентные системы, а с ними пришел вечный апгрейд как способ существования.

Ахиллес, конечно, догонит черепаху. С софизмами бороться проще, чем с парадоксами, ошибку в рассуждениях можно исправить или просто проигнорировать все рассуждение, ответив действием на черепаший вызов. Ахиллес имеет теоретическую и практическую возможность выиграть гонку.

Но массовый потребитель в погоне за окончательным апгрейдом не победит никогда. Эта безумная гонка отнюдь не с черепахами, а с другими людьми: инженерами, продавцами, маркетологами, экспертами по стандартизации, изобретателями. Эпоха бесконечных апгрейдов только начинается, и с ней приходит апгрейд-ориентированная бизнес-модель.

Cегодняшние варианты апгрейда музыкальных компонентных систем и компьютеров характеризуются примерно одним уровнем цен и сложностью стратегий.

Владельцы аудиосистем часто не проводят апгрейд просто потому, что не догадываются о его возможных выгодах. Толстые глянцевые аудиожурналы не часто делятся секретами апгрейда с теми, кто хочет модернизировать аудиосистемы стоимостью ниже 1000 долларов. Приходится читать "между строк" или по-английски. Я приведу здесь несколько весьма спорных рекомендаций.

Прежде всего, смените комплектный тоненький кабель, идущий от мини-центра к колонкам, на специальный толстый акустический - недорогие кабели стоят от 2 долларов за погонный метр. Акустический кабель - вполне полноценный аудиокомпонент (существуют десятки их разновидностей с различными характеристиками), имеющий стандартный интерфейс подключения.

Затем смените колонки - пара за 200 долларов вполне подойдет (не забудьте интерфейсные характеристики: мощность, сопротивление).

Обязательно добавьте к системе активный сабвуфер за 150-250 долларов (интерфейс: либо через специальный выход для сабвуфера, либо прямо от выхода усилителя параллельно основным акустическим системам). Не верьте, что сабвуферы хороши только для воспроизведения бас-гитары. Подумайте, скажем, о том, как относительно крохотные динамики обычных колонок воспроизводят звук большого барабана. Взрывы и прочие эффекты меня не волнуют, мы же говорим о музыке?

Смените собственный (идущий в комплекте) соединительный кабель мини-центра на хороший, это обойдется еще в 50-150 долларов. Интерфейс: разъемы RCA.

На небольшую полускачанную велосипедную шину положите фанерку, поставьте на нее вашу аппаратуру и положите сверху мешочек с сухим песком. Эта супердешевая конструкция вполне сможет конкурировать по влиянию на качество звука со многими лучшими антивибрационными стойками для аппаратуры. Интерфейс: ножки аппаратуры, через которые передаются вибрации.

Включите аппаратуру в сеть через компьютерный кондиционер питания, ибо некоторые импортные кондиционеры помогают чрезвычайно. Интерфейс: сетевой разъем.

Затем смените усилитель (интерфейс: RCA-выход CD-проигрывателя есть даже у простейших мини-центров, тонкости типа входных/выходных сопротивлений и уровней сигнала не так важны). CD-проигрыватель можно поменять последним. К этому моменту вы уже будете понимать, чего на самом деле хотите от звука и аудиоаппаратуры: панорамы, глубины сцены, прозрачности, резвости, мягкости или чего-либо еще.

Ни на секунду нельзя забывать, что все компоненты должны звучать друг с другом, без прослушивания в составе конечной системы покупать компоненты нельзя! Компакт-диски (тоже компонент, и у них стандартный интерфейс "подключения") нужно приносить в магазин обязательно свои, причем любимые. Заочно (по рекомендациям) ничего покупать нельзя: слушать нужно самостоятельно, причем разным людям нравится разный звук, стандарта тут нет. Мои звуковые пристрастия коренным образом отличаются от пристрастий большинства продавцов звукотехники, а также от пристрастий многих моих друзей.

А далее - вечный апгрейд, как и в случае любых других систем. Скажем, апгрейд сабвуфера. Массовое распространение в качестве стандартизированного по интерфейсам подключения компонента аудиосистемы сабвуфер получил только в последние три-четыре года. Я считаю, что без него слышна только половина музыки, на сабвуфере за 200 долларов в техномузыке некоторые басовые ритмы не слышны вовсе (все сливается в одно громкое, но не слишком внятное бубнение), на сабвуфере за 400 долларов на басах уже заметны кое-какие ритмы, а на сабвуфере за 700 долларов эти ритмы слышны хорошо. А если сабвуфер стоит более 1000 долларов, он уже не бубнит.

Компьютерные звуковые системы тоже нужно строить так, чтобы апгрейд был возможен. Рассматривайте звуковую плату компьютера как один из источников, такой же аудиокомпонент, как CD-проигрыватель, но имеющий также интерфейс компьютерной шины. Тогда ко всем остальным аудиокомпонентам можно применить все техники построения и дальнейшего апгрейда "обычных" музыкальных систем.

Disclaimer: вам не понравится звук ни одной из аудиосистем, полученных в ходе бесконечного их апгрейда. Нет предела совершенству, и вы никогда не сможете уничтожить в себе желание сапгрейдить что-нибудь еще. Апгрейдоманом аудиоаппаратуры (здесь это называется "аудиофил") становятся очень быстро: чем более хорошее звучание вы будете слушать каждый день, тем больше недостатков в нем вы будете обнаруживать.

Апгрейд компьютера