Картина Мадонна с гвоздиками
(ок. 1506—07 гг.)

   

Картина Мадонна с гвоздиками

Рафаэль Санти
(1483—1520)

«Мадонна с гвоздиками» - одна из ранних и наиболее знаменитых картин Рафаэля, написанная приблизительно в 1506-1507 годах.

«Мадонна с гвоздиками» — миниатюрная (279 на 224 мм) картина с изображением Девы Марии и младенца Христа с 2004 года принадлежит Национальной галерее в Лондоне.

В основе композиции шедевра вольная интерпретация сюжета "Мадонны Бенуа" Леонардо да Винчи, находящейся в Эрмитаже. Наиболее кардинально переосмыслена цветовая гамма. Фигуры помещены в тускло освещенном интерьере, где за арочным окошком маячит руина, символизирующая крушение языческого мира с рождением Христа. Мадонна и младенец держат в руках гвоздики, которые предвещают пролитую кровь и страсти Христовы.

Подобно «Пиру богов» и другим полотнам из собрания Альдобрандини, картина прошла через руки Винченцо Камуччини, прежде чем попасть (в 1853 году) в замок Алник в собрание герцога Нортумберленда. «Мадонна с гвоздиками» часто копировалась современниками и потомками. Поэтому долгое время картину считали лишь копией некоего утраченного произведения, и более столетия она пылилась в запасниках коллекции герцога Нортамберлендского. Только в 1983 году картина была признана подлинником Рафаэля.

В 1991 году искусствовед Николас Пенни (ныне директор Национальной галереи) заявил о подлинности шедевра. Было проведено инфракрасное сканирование, благодаря которому под слоем краски был найден рисунок, характерный для Рафаэля. Кроме того, выяснилось, что художник изменил первоначальный замысел, что вряд ли произошло бы, если бы он был копиистом.

Так как Национальная галерея не владела картиной, то провести анализ никак не удавалось. Когда герцог в 2000 году объявил о намерении продать картину в музей Гетти, британское правительство сделало всё, чтобы сделку признали недействительной.

Национальная галерея на своём сайте и в средствах массовой информации забила тревогу: последний оставшийся в частных руках шедевр Рафаэля может быть перекуплен иностранцем и покинуть страну. Благодаря спонсорской помощи галерея договорилась о том, что герцог уступит полотно музейщикам за 22 млн фунтов. Для того, чтобы окупить вложения, «Мадонну с гвоздиками» было решено отправить в турне по городам Британии.

Картину показали в Кардиффе, Манчестере, Эдинбурге и Глазго, а к октябрю "Мадонна" вернулась В Лондон, чотбы принять участие в крупной выставке Рафаэля в Национальной галерее.

Национальная галерея ошиблась?

В 2004 году подлинность знамениой картины была поставлена под сомнение. Спустя неделю после того, как музей приобрел картину, считая, что ее написал Рафаэль в начале XVI века, профессор истории искусств Колумбийского университета в Нью-Йорке Джеймс Бек высказал сомнение в её подлинности. Профессор Джеймс Бек утверждал, что это подделка, изготовленная Винченцо Камуччини в 1827 году.

В ответ на эти утверждения Джеймса Бека Национальная галерея выступила с заявлением, что подлинность "Мадонны с гвоздиками" удостоверили 25 экспертов, хорошо знающих стиль Рафаэля.

Картину Рафаэля "Мадонна с гвоздиками" признали подлинной

В 2010 году была проведена экспертиза картины "Мадонна с гвоздиками", хранящейся в лондонской Национальной галерее.

Экспертиза картины развеяла последние сомнения в том, что её автор - Рафаэль Санти.

С части полотна, скрытой рамой, были взяты пробы; их анализ показал, что картина не могла быть подделкой, изготовленной в XIX веке, как полагали некоторые эксперты. Анализ краски, дерева на раме показали, что картина не могла быть подделкой, изготовленной в XIX веке. Рецепт желтой краски, в состав которой входил свинец, был утрачен в XVII веке. Следовательно, художник XIX века не мог знать этот утраченный рецепт, а тем более пользоваться им для копии. Ученые также исследовали серо-серебряную краску рукаве Мадонны, уникальным рецептом которой пользовался художник. Как выяснилось, пигмент основан на висмуте; известно, что он использовался редко, однако Рафаэль Санти им пользовался.

 



 

Мадонна Бенуа
(1478—1480)

   

Картина Мадонна с цветком

Леонардо да Винчи
(1452—1519)

«Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» (1478—1480) — ранняя картина Леонардо да Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у Марии Александровны, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа.

В 1912 году владельцы решили продать «Мадонну с цветком» и с этой целью вывезли её в Европу для проведения экспертизы, где лондонский антиквар Джозеф Дювин оценил её в 500 тыс. франков. Атрибуцию полотна Леонардо неохотно подтвердил крупнейший авторитет того времени — Бернард Беренсон:

В один несчастный день меня пригласили освидетельствовать «Мадонну Бенуа». На меня смотрела молодая женщина с лысым лбом и опухшими щеками, беззубой усмешкой, миопическими глазами и морщинистой шеей. Жутковатый призрак старухи играет с ребёнком: его лицо напоминает пустую маску, а к ней приделаны раздувшиеся тельце и конечности. Жалкие ручонки, бестолково-суетные складки кожи, цвет словно сыворотка. И всё же мне пришлось признать, что это ужасное создание принадлежит Леонардо да Винчи...

Общественность хотела, чтобы картина осталась в России. М.А. Бенуа желала того же, а потому уступила «Мадонну» за 150 тыс. рублей. Сумма уплачивалась частями и последние платежи были совершены уже после Октябрьской революции.

До сих пор нет точных сведений о более ранней судьбе картины. Считается, что именно об этой картине говорил М. Ф. Бокки в своей книге «Достопримечательности города Флоренции», выпущенной в 1591 году:

Дощечка, расписанная маслом рукой Леонардо да Винчи, превосходная по красоте, где изображена мадонна в высшей степени искусно и старательно. Фигура Христа, представленного младенцем, прекрасна и удивительна, его поднятое лицо единственное в своём роде и поразительно по сложности замысла и тому, как этот замысел удачно разрешён.

Мадонна с цветком

«Мадонна с цветком» — одна из первых работ молодого Леонардо. В галерее Уффици во Флоренции хранится рисунок со следующей записью:

…бря 1478 года начал две Девы Марии Считается, что одной из них является «Мадонна Бенуа», а второй «Мадонна с гвоздикой» из Мюнхена.

Вполне вероятно, что обе картины были первыми работами Леонардо как самостоятельного живописца. На тот момент ему было всего 26 лет и уже шесть лет, как он покинул мастерскую своего учителя Андреа Верроккьо. У него уже был собственный стиль, но, разумеется, он в большой степени опирался на опыт флорентийцев XV века. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем», исполненной его учителем в 1466-1470 годах. Как следствие, для обеих картин общими чертами являются как трёхчетвертной поворот тел, так схожесть образов: юность обеих Мадонн и крупные головы Младенцев.

Да Винчи помещает Мадонну с Младенцем в полутёмной комнате, где единственным источником света является расположенное в глубине двойное окно. Его зеленоватый свет не может рассеять полумрак, но в то же самое время является достаточным, чтобы высветить фигуру Мадонны и юного Христа. Основную «работу» совершает свет, льющийся слева сверху. Благодаря ему мастеру удаётся оживить картину игрой светотени и вылепить объём двух фигур.

В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал. И хотя краски за пять столетий неизбежно изменились, став менее яркими, всё же отчётливо заметно, что молодой Леонардо отказался от традиционной для Флоренции пестроты красок. Вместо этого он широко использует возможности масляных красок, чтобы точнее передать фактуру материалов и нюансы светотени.

Голубовато-зелёная гамма вытеснила с картины красный свет, в который обычно облачали Мадонну. В то же время для рукавов и плаща был выбран охристый цвет, гармонизирующий соотношение холодных и тёплых оттенков.

В XIX веке «Мадонна с цветком» была успешно переведена с доски на холст, о чём существует упоминание в «Реестре картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленном в 1827 году»:

Первоначально писана на дереве, но поверхность того переложена на холст академиком Коротковым в 1824 году...При перекладке на холст оказался на рисунке абрис, обведенный чернилами, и у младенца три руки, чему снят литографический рисунок, который находится при ней.

Предполагают, что мастером, осуществившем перевод, был бывший сотрудник Императорского Эрмитажа и выпускник Академии Художеств Евграф Короткий. Нет ясности была ли на тот момент картина всё ещё в собрании генерала Корсакова или уже была куплена Сапожниковым.

«Мадонна» работы Леонардо была широко известна художникам того времени. И не только итальянские мастера использовали в своих работах приёмы молодого да Винчи, но и живописцы из Нидерландов. Считается, что не менее десятка работ выполнено под его влиянием. Среди них картина Лоренцо ди Креди «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» из Дрезденской картинной галереи, а также «Мадонна с гвоздиками» работы Рафаэля. Однако затем её следы затерялись, и в течение столетий картина Леонардо считалась потерянной.



Мадонна с гвоздиками Леонардо да Винчи
1478

   

Мадонна с гвоздиками Леонардо да Винчи

   

«Мадонна с гвоздикой» (итал. Madonna del Garofano) — картина, которую отдельные искусствоведы приписывают молодому Леонардо да Винчи. Предположительно, создана Леонардо в бытность его учеником в мастерской Верроккьо. И действительно существуют параллели с работами учителя, однако в композиции и стиле уже чувствуется рука гения.

Рафаэль и Леонардо принадлежат к тем художникам, которым мы должны быть благодарны за синтез и совершенство всех устремлений Ренессанса. Оба были живописцами от бога, но их интерпретация темы Мадонны в корне отличается друг от друга. Для Рафаэля Богоматерь прежде всего живое существо, олицетворяющее в идеализированной форме радость и страдание людское. Леонардо, напротив, видит её как осязаемое явление внеземной красоты, одухотворённые черты которой сверкают божественным величием.

Уже ранние работы художника, к которым принадлежит и эта картина, основаны на этом представлении. Над сложным многообразием одеяния, которое цветовой гаммой сочетается с причудливой горной цепью на заднем плане, возвышается благородно поднятая глава. Никакое чувство не проникает наружу нарушая совершенные черты лица, только небольшое подобие улыбки играет на губах. Слегка затуманен будто нежным дымчатым покрывалом ее лик — доведенное Леонардо до совершенства в поздние годы творчества сфумато создаёт впечатление отдаления и отрешённости.

В противоположность спокойной Мадонне, младенец Иисус изображен в энергичном движении. Он буквально дрожит от возбуждения, пытаясь схватить красную гвоздику, которую держит в своей грациозной руке его мать. Правой ногой Иисус упирается в подушку, левая поднята от напряжения в воздух, в то время как он наклонясь всем телом вперед поднял неуклюжие детские ручонки, словно пытаясь поймать бабочку.