Ремонтная мастерская "Мульти-сервис" занимается ремонтом домашних кинотеатров, а ткже ремонтом акустических систем Kenwood, Yamaha, Sony, Sharp, Technics, LG, Philips, Panasonic.
Иногда довольно сложно сразу определить, что случилось с Вашей аудиосистемой. Закономерность слабый выходной сигнал - ремонт усилителей ДОСТАТОЧНО ОЧЕВИДНА. В случае, когда требуется ремонт сабвуфера или ремонт музыкальных колонок (ремонт аудио колонок) необходим опыт и знания квалифицированного мастера. Наши мастера делают ремонт акустики различных моделей таких производителей как: Yamaha, Sony, Panasonic, Philips, Kenwood, Technics, LG, Sharp.
Опубликовано в журнале "UPGRADE"
Страница 2 из 2. Вернуться на первую страницу .
Для правильной установки полочной акустики рекомендуется приобрести специальные колоночные стойки. В дорогих системах для прослушивания музыки используются исключительно фронтальные колонки. Чем меньше площадь соприкосновения акустики с полом, тем выше качество звука, поэтому все напольники и стойки желательно установить на шипы. Не жалейте денег на сабвуфер, т.к. ничто так не украшает кино, как качественный бас. В случае ограниченного пространства можно воспользоваться интегрируемыми АС.
Важный момент, на который стоит обратить внимание, это тип акустики. АС бывают малогабаритными, специально предназначенными для «книжной полки», и крупногабаритными, которым изначально уготовано место на полу («напольники»). Миниатюрные «полочники» ввиду своих компактных размеров имеют бесспорные преимущества перед напольными «шкафами» в том случае, если у вас небольшая квартира. Более того, малые габариты таких АС позволяют достаточно легко обеспечить необходимую жесткость корпуса, что жизненно необходимо для воспроизведения качественного звука. Наконец, акустика «для книжной полки» требует меньше расходов на материалы для ее изготовления, поэтому, ориентируясь на нее, мы потенциально рассчитываем, что этот тип АС обойдется нам дешевле. К примеру, сейчас вполне приличные «полочники» можно приобрести по цене от 200 долларов, тогда как самые дешевые «напольники» стоят как минимум 400 «зеленых». Собственно, на этом все очевидные преимущества полочных колонок перед напольными в основном и заканчиваются. Кроме отмеченных выше достоинств у полочных систем есть и некоторые существенные недостатки. Меньшие размеры этих колонок приводят к увеличению упругости воздуха по всему объему корпуса, что негативно сказывается на качестве и количестве частотных характеристик системы. Как результат, полочная акустика зачастую просто не способна удовлетворительно воспроизводить низкие частоты (ниже 50 Гц), хотя идентичные «громкоговорители», установленные в более крупные корпусы, басят будьте-здрасьте. Кроме того, динамический диапазон звуковых сигналов у полочной акустики, как правило, меньше, чем у мощных и зачастую более чувствительных напольных систем. Но это отнюдь не значит, что миниатюрные колонки по сути своей играют хуже. Вовсе нет. Хорошо сбалансированная, качественная полочная акустика обеспечивает отличное звучание и порой может дать фору многим напольным АС. Причем качество воспроизведения звука во многом зависит и от размещения колонок, поэтому очень важна их надежная установка, исключающая нежелательные вибрации корпуса. С этой задачей хорошо справляются специальные подставки – довольно часто встречающийся аксессуар. Правда, хорошие стойки стоят дорого – 200-400 долларов, из-за чего конечная стоимость полочной системы может перевалить за 500 «зеленых». А за эту цену уже можно подыскать относительно приличные «напольники». Встает вопрос: раз такие сложности, стоит ли заморачиваться с полочной акустикой? Может, действительно , взять да и купить большие колонки и не париться с подбором стоек к «полочникам»?
И правда, покупая напольные системы, мы в душе рассчитываем на чистый и глубокий бас за счет больших размеров корпуса. Но разве может быть все так просто? Потенциального покупателя напольной акустики поджидает одна подлянка: обеспечить жесткость корпуса крупной АС намного сложнее, чем малогабаритной. Здесь никак не обойтись без внутренних стяжек, перегородок и ребер жесткости. Стенки корпуса надо утолщать, а это увеличивает массу колонки и, как следствие, ее стоимость. Поэтому на практике получается, что чем больше весит напольная АС, тем потенциально лучше ее качество. Если же «не утолщать и не стягивать», то звучание пусть даже большой и мощной акустики не принесет вам особого удовольствия. Поэтому вполне естественно, что крупные колонки стоят дороже мелких. Считается, что при сборке современной АС доля затрат на изготовление корпуса должна быть не менее 60% от общей стоимости.
Классический бюджетный трифоник – идеальный вариант для малых помещений
Вполне понятно, что, пытаясь добиться как можно лучшего (ну или, по крайней мере, более-менее приличного) звучания низких частот в условиях большинства отечественных квартир, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой размещения крупногабаритной акустики на жилплощади скромных размеров. А куда деваться? Хочется ведь мощного и чистого баса! Именно поэтому перед прожженным аудиофилом (как, впрочем, и перед меломаном) часто стоит нелегкий выбор: либо качественная акустика (зачастую напольная), но спи при этом на коврике в прихожей, либо миниатюрные АС, но тогда не жалуйся на хилый звук. В этом отношении совсем несладко приходится киноманам, которым в своем жилище приходится размещать шесть, а то и восемь акустических «ящиков». Так что, если ваша квартира не позволяет разгуляться и установить даже две большие колонки, а с качеством баса «полочников» вы ни за что не хотите мириться, у вас в принципе есть два выхода: как-то расширить свою жилплощадь или приобрести АС, состоящую из сабвуфера и двух сателлитов (или, что еще проще, докупить сабвуфер со своим «полочникам»). Второй вариант проще, поэтому рассмотрим его подробнее.
Сабвуфер в составе полноценного трифоника обычно имеет большие (а иногда и очень большие) размеры. Это необходимо для создания достаточного объема акустического звучания на низких частотах (20-120 Гц), тогда как с высокими и средними вполне сносно справляются сателлиты даже скромных габаритов. «Настоящая» трехкомпонентная система отличается от содружества «полочников» и отдельно купленного к ним саба только тем, что трифоник изначально проектируется для совместной работы с сателлитами и все технические характеристики «его участников» максимально согласованны. Вместе с тем нижняя частота сателлитов близка к отметке 100-150 Гц, вследствие чего отдельно от сабвуфера они не используются. По сути, сателлиты – это те же самые малогабаритные АС, их особенностью, пожалуй, является лишь специальная конструкция, нацеленная на компенсацию действия магнитных полей других колонок, что в условиях домашнего кинотеатра жизненно важно. Хорошая полочная акустика, в отличие от трифонического комплекта, сама по себе может неплохо играть, но в дуэте с сабвуфером качество ее звучания только улучшится. Оно станет более глубоким и естественным. Для озвучивания небольших помещений площадью 10-15 квадратных метров трифонические системы подойдут как нельзя лучше. Можно смело сказать, что здесь они вне конкуренции. В любом случае, если вы приняли решение о покупке новых колонок, обязательно примерьте на себя и вариант с трифоником. Конечно, сабвуфер в перспективе можно докупить отдельно, как помощника к уже имеющимся у вас АС. Если же ваш усилитель не обладает достаточной мощностью, чтобы еще и басовую колонку как следует «раскачать», просто приобретите вариант саба со встроенным усилителем низкой частоты. Уж с ним-то при просмотре очередного блокбастера пространство вашей комнаты точно «взорвется».
Монструозная басовая колонка, в конструкции которой использованы четыре динамика
Какая система домашнего кинотеатра сейчас обходится без сабвуфера? Сложный вопрос, никакая! Ибо, что есть боевик без сотрясающих нервишки взрывов? Любой саб подбирается в первую очередь к конкретному помещению, а уж потом только к имеющейся системе. Необходимо сразу определиться с его местоположением в вашей комнате. Место сабвуфера всегда на полу, причем на расстоянии не менее 15 сантиметров от стен. Гораздо проще в настройке и установке сабы с динамиком, расположенным внизу корпуса, однако тогда возрастают требования к качеству напольного покрытия. Такие сабвуферы плохо чувствуют себя на полу из фанеры, досок или старого скрипучего паркета. Любая неустойчивая или полая поверхность также окажется непригодной. Если у вас в комнате лежит ковер с длинным ворсом, качество баса также может измениться как в лучшую, так и в худшую сторону.
Иногда сабы могут идти по две штуки в комплекте, что позволяет облегчить озвучивание помещений с плохой акустикой. Каждый сабвуфер настраивается под определенные акустические условия, поэтому желательно, чтобы у понравившейся вам модели были следующие регулировки: плавный регулятор частоты среза (для настройки под помещение), переключатель и возможность настройки фазы (для снижения резонансов и паразитных призвуков), а также плавный «вентиль» громкости. Для нахождения идеального местоположения «бассовика-затейника» временно поставьте его на то место, где вы будете в дальнейшем сидеть при просмотре фильмов и прослушивании музыки. Включите достаточно мощную, насыщенную низкими частотами дорожку и походите по комнате. Когда вы услышите, что низы наиболее насыщенны и «мясисты», отметьте это место – здесь и должен стоять ваш сабвуфер.
Как вы считаете, какие колонки в домашнем кинотеатре в основном определяют качество и класс звучания системы в целом? Думаю, многие из вас вспомнили о фронтальной акустике. На самом деле главным «громкоговорителем» многоканальной АС является центральный канал. Вы, возможно, удивитесь, но это действительно так. Именно на центральный канал приходится около 50% звуковой нагрузки при просмотре фильмов, включая все диалоги (а у нас еще и дублирующие гнусавые голоса переводчиков). На каждую фронтальную колонку приходится в среднем 20% информационной нагрузки, на тыловые – всего 8%. Вот почему хорошая АС центрального канала должна выдавать широкую полосу частот (как минимум 50-20 000 Гц) с минимальными искажениями, а кроме того, иметь приемлемую выходную мощность и внушительный запас по перегрузке. Если в вашем домашнем кинотеатре хилый сабвуфер, на плечи центрального канала ложится также дополнительная нагрузка по воспроизведению басов. Обычно центральная акустика располагается либо над источником картинки, либо строго под ним (в случае проектора – за экраном). Это позволяет привязать звучание голосов персонажей к картинке вне зависимости от того, где сидит слушатель. Вполне понятно, что для уменьшения влияния магнитных полей на телевизор все колонки в системе домашнего кинотеатра тщательно экранируются.
Наличие встроенной магнитной защиты обязательно, это позволяет избежать ненужных наводок на трубку телевизора или монитора или на близстоящую бытовую технику. Само по себе экранирование – вовсе не бесполезная «примочка» или дань моде, как может показаться на первый взгляд, особенно если в непосредственной близости от АС находится много источников электромагнитного излучения.
Кроме того, для подавления нежелательных отражений звуковых волн, излучаемых центральной АС, от экрана телевизора (что может привести к значительной неравномерности излучения звука в помещении) применяют специальный профиль защитной рамки с тканью, так называемый «пыльник», который позволяет ослабить вредное влияние отражений.
В качестве фронтальной акустики в комплекте домашнего кинотеатра могут использоваться практически любые «напольники» или «полочники», которые элементарно удовлетворяют двум простым требованиям. Первое: колонки должны иметь хорошую магнитную защиту, что позволит разместить их в непосредственной близости от экрана. Это необходимо для того, чтобы звуковой образ не отрывался от изображения. А второе – желательно, чтобы фронтальные колонки имели максимально широкую направленность излучения в вертикальной плоскости. Обычно такие колонки составляются из включенных двух-трех динамиков, расположенных друг над другом, это позволяет добиться лучшего пространственного звучания по всей комнате. Естественно, если система используется и для музыки, на них ложится и обязанность воспроизведения композиций. В этом случае выбор «фронтов» становится самой ответственной и дорогой задачей, не скупитесь на них.
В качественных многополосных АС каждый динамик отвечает за свой диапазон частот
Что же касается тыловой акустики, то с ней все гораздо проще. Поскольку она используется преимущественно для воспроизведения шумовых эффектов и отраженных звуков, особенных требований к качеству ее звучания не предъявляется. Необязательно и наличие магнитного экрана (хотя он никогда лишним не будет), так как тыловые АС располагаются довольно далеко от телевизора. Но вообще их всегда желательно выбирать из той же серии, что и фронтальные, с максимально схожими характеристиками и размерами динамиков для наилучшей согласованности звучания.
В идеале любая АС должна состоять лишь из одного широкополосного динамика с полным диапазоном частот 20-20 000 Гц. Однако к колонкам часто предъявляются жесткие требования относительно их работы в различных полосах частот, что зачастую не позволяет на практике сделать их хоть сколько-нибудь доступными массовому слушателю. Именно поэтому многие современные АС имеют по два или три динамика, собранных в одном кожухе и работающих в разных полосах частот. АС среднего ценового диапазона обычно бывают двухполосными и имеют один низкочастотный (НЧ) динамик, на который подаются частоты от самых нижних до частоты раздела, и один высокочастотный динамик (ВЧ), кушающий все остальные частоты. НЧ-динамик «двухполосников» обычно ответственен и за передачу средних частот, поэтому его часто обозначают как НЧ / СЧ. Если говорить о более сложных многополосных АС, то они могут включать в себя еще и один-два СЧ-динамика. АС с четырьмя и более динамиками не слишком распространены на рынке, поэтому останавливаться на них не будем.
Одним из бесспорных преимуществ «двухполосников» является, как правило, более простая и дешевая конструкция, на их изготовление тратится меньше материалов, а разделительные фильтры в них ставятся относительно простые. Думаю, дальнейшие комментарии здесь излишни. Двухполосные системы обладают лучшими переходными характеристиками по частотам, а согласованность звучания ВЧ- и НЧ-динамиков выше, чем в многополосных АС. Стоит ли удивляться, почему сегодня это самый распространенный тип акустики. Но и у него, к сожалению, есть свои недостатки. Владельцы «двухполосников» должны мириться с отсутствием баса. Как это ни печально, ни одной двухполосной системе он всецело не подвластен. Думаете, нельзя создать такую АС? Вовсе нет, просто не делают. Другой вопрос – почему?
Во многих «двухполосниках» НЧ-головка слишком велика, чтобы корректно воспроизводить верхнюю часть отведенного ей диапазона, но в то же время слишком мала, чтобы справиться с басами. Бас она пытается «вытащить», используя увеличенную амплитуду колебания. И, как результат, это вызывает неуемный рост искажений звука. Кроме того, единственная частота раздела НЧ / СЧ в «двухполосниках» располагается выше области максимальной чувствительности слуха, что приводит к тому, что в звучании будет хорошо заметен «скачок» на частоте разделения полос.
С появлением ВЧ-головок с заметно сниженной частотой резонанса конструкторам АС представилась прекрасная возможность перераспределения частот по полосам, среди которых встречается граница раздела 2200, 2000 и даже 1800 Гц. В них, конечно, баса побольше, ведь теперь отпала необходимость «вытягивать» диапазон НЧ-головки вверх до заоблачных высот. С направленностью звучания также заметно лучше, поскольку увеличилась длина волны на частоте раздела. Здесь, правда, есть одна неприятность: скверное ухо-то не обмануть! И уже на частоте 2000 Гц оно становится весьма чувствительным к разного рода фазовым и временным искажениям. И получается, что «играют» колонки по всем параметрам вроде бы нормально, но все равно как-то не впечатляют…
Впрочем, если вы в основном наслаждаетесь вокальной музыкой или авторской песней, «двухполосников» вам хватит за глаза. Трехполосные АС рассчитаны больше на электронику и иные неклассические направления. Как и следовало ожидать, главной задачей конструкторов акустики являются борьба с недостатками двухполосных систем и, кроме того, «разведение в неволе» новых пороков, а то совсем станет скучно и неинтересно (смайл).
В случае «трехполосников» у конструкторов АС появляется гораздо больше свободы для достижения качественного звучания, например богатый выбор типов и размеров НЧ-динамика. Считается, что системы с большим количеством частотных полос качественнее и точнее воспроизводят звук. Только представьте, какой мощный бас может выдать многополосная АС при соответствующем акустическом оформлении! Специально разработанный и оптимизированный для воспроизведения СЧ динамик только преобразит звучание системы. Однако не все так радужно, как может показаться на первый взгляд: для того чтобы каждый динамик воспроизводил только специально отведенную ему полосу частот, в «трехполосниках» применяют достаточно сложные схемы разделительных фильтров. Что, опять же, порождает фазовые и временные изъяны, которые размывают фронт звуковой волны. Поэтому «трехполосники» в большинстве своем имеют более слабые переходные характеристики, чем двухполосные АС. Более того, границы разделения частотных полос обычно выбираются в пределах 300-700 Гц и 4,5-7 кГц, которые являются областью высокой чувствительности человеческого слуха. Это предъявляет высокие требования к качеству исполнения разделительных фильтров и самих динамиков, и на самых низких частотах разделения проблемы, характерные для двухполосных систем, встают во весь рост и для «трехполосников». Так что, как говорят, не так уж легка жизнь аудиофила…
Отдельно стоит обратить внимание на мощность приобретаемых колонок, точнее на то, в каких единицах она указывается. Не надо вспоминать школьную физику, в отличие от нее, в аудиоаппаратуре ватты бывают разными. Многие ошибочно думают, что чем больше мощность колонок, тем громче и качественней они будут «играть» музыку. На самом же деле значение максимальной мощности скорее указывает не на громкость, а на механическую надежность. Если указанная на колонках мощность измеряется в PMPO (Peak Music Power Output), то ее реальное значение в более привычных ваттах системы DIN может быть в восемь-десять раз меньше. PMPO – это пиковая, или максимально возможная, мощность звукового сигнала на входе АС, которую она способна выдержать без механического повреждения. Но при пиковых значениях сигнала звучание сопровождается сильными искажениями звука, это препятствует комфортному прослушиванию музыки без «цыков и дребезжаний». Реальным показателем мощности может считаться параметр RMS (Root Mean Square), отражающий номинальную выходную мощность сигнала, при котором нормируются все гармонические искажения, т. е. динамики не уродуют звук.
Если усилитель недостаточно «сильный», это обязательно скажется на громкости и динамике звука. Однако нельзя допускать, чтобы выходная мощность усилителя была выше, чем мощность у акустики, т. к. это чревато механическим повреждением динамиков.
При подключении колонок к компьютеру важно учесть, что большинство звуковых карт для вывода звука имеют два выхода: линейный Line-Out и тот, который обычно обозначается как Speakers. Во втором случае сигнал подается через усилитель карты, и если он недостаточно качественный, то чистого звучания не добиться даже при очень хороших колонках. Бывают аудиокарты, в которых присутствует только один выход на колонки и сигнал всегда выводится через усилитель. Правда, в этом случае его можно отключить либо с помощью перемещения джамперов на карте, либо программно. Если же в документации указано, что усилитель отключить нельзя, имеет смысл подумать о замене звуковой карты.
На сегодняшний день на рынке аудиосистем имеется дикое количество разных типов АС мощностью от 20 до нескольких сотен ватт. Какая выходная мощность акустики является необходимой и достаточной? Для комнаты площадью около 15 квадратных метров акустической системы мощностью 60-80 Вт будет вполне достаточно. Если ее размеры больше, например 25 квадратных метров, то мощность, соответственно, должна быть не менее 100 Вт. Для помещений площадью свыше 30 квадратов желательно запастись акустикой мощностью не менее 150 Вт на канал.
Если в спецификациях АС указывается диапазон рекомендуемой мощности подключаемого усилителя, например 25-120 Вт, то верхняя граница диапазона является по существу предельно допустимой, при которой колонки еще могут «играть» музыку и не накрыться, как говорится, медным тазом. Нижнее же значение указывает на минимальную мощность низкочастотного усилителя, в работе с которым АС еще способна обеспечить качественное звучание. Что там говорить, практично, ведь фактически это определяет требования к усилителю низкой частоты с учетом чувствительности системы.
Кроме того, уровень электрической мощности, развиваемой усилителем низкой частоты, во многом определяется входным импедансом акустики. Так, например, 8-омные АС, как правило, играют тише 4-омных, поскольку для обеспечения одинаковой электрической мощности усилитель должен выдать вдвое большее напряжение на выходе в случае с 8-омной системой. Но в то же время последние обладают более высоким значением коэффициента демпфирования (демпфактор), поэтому «басят» они почетче, чем 4-омная акустика. Именно поэтому характер звучания одной и той же АС с различными усилителями так переменчив.
Способность усилителей низкой частоты выдавать большие значения тока в нагрузку коренным образом отличает их друг от друга, ведь добротные усилители являются почти идеальными источниками тока и поэтому могут обуздать даже самые «темпераментные» системы со сложным характером изменения их входного импеданса. Например, можно протестировать усилитель звуковой частоты на «правильность», оценив характер изменения его динамической мощности при падении сопротивления с 8 до 2, а то и до 1 Ом (указанные в спецификациях к усилителю). У «правильных» моделей значение электрической мощности удваивается, если снизить импеданс нагрузки вдвое. Если же выходная мощность усилителя «проседает» при уменьшении нагрузки, он, скорее всего, не сможет обеспечить качественного звука совместно с какими-нибудь «капризными» АС, у которых входной импеданс серьезно различается в полосе частот. Сами посудите, многие системы при заданном значении входного импеданса, допустим 8 Ом, дают на некоторых частотах импеданс около 4 или даже 3 Ом! Стоит ли удивляться, что одни и те же колонки звучат по-разному в составе различных аудиосистем.
Учтите, какой бы фантастической ни была акустика, без качественного усилка она ничто
Немаловажная характеристика любой АС, тесно связанная с понятием мощности, – ее чувствительность, которую можно в каком-то смысле считать неким КПД акустики. Этот показатель характеризует эффективность преобразования сигнала на входе АС в акустическую мощность звуковых колебаний. Чем он выше, тем более громкий (но без искажений) звук способна выдать акустика при заданной мощности. К примеру, значение чувствительности 88 дБ/Вт/м означает, что система может создавать звуковое давление 88 дБ, развиваемое ею на расстоянии одного метра от источника сигнала мощностью 1 Вт. Считается, что 84-88 дБ – низкая чувствительность акустики, 89-92 дБ – средняя, 94-102 дБ – высокая. Вполне понятно, что чем выше чувствительность, тем лучше. Но здесь есть свои подводные камни: некоторые недобросовестные производители указывают параметры чувствительности АС, измеренные в нетипичных условиях, что, несомненно, отличается от истинных характеристик.
Если вы используете высокочувствительную акустику, вам совсем необязательно иметь слишком мощный усилитель, и, наоборот, чтобы «раскачать» АС с малой чувствительностью, потребуется более мощный усилитель. Так, для озвучивания комнаты площадью 14-16 квадратных метров с помощью системы с чувствительностью 90 дБ/Вт/м можно обойтись усилителем с выходной мощностью 25-30 Вт на канал. Поэтому АС с высокой чувствительностью «не слабо орут» даже с ламповыми усилителями с выходной мощностью 3-5 Вт на канал. Но, как и прежде, следует помнить о соответствии мощностей усилителя и колонок: мощный усилитель может легко повредить высокочувствительные динамики.
Самое главное при выборе акустики – руководствоваться собственными ощущениями и индивидуальными предпочтениями. Даже если вы перелопатите сотни интернет-страниц и прочтете море отзывов счастливых обладателей новомодных АС, всегда лучше слушать понравившиеся варианты лично – составлять собственное мнение, так сказать. По крайней мере, в случае неудачи кроме себя никого винить не придется. Хорошо, если продавец осуществляет возврат денег при отказе от товара, тогда всегда следует слушать «покупку» дома – не останется сомнений, подходит вам выбранная акустика или нет.
Стремительный прогресс в развитии аудиотехники, несомненно, принес свои плоды: качество звучания акустики постоянно растет, а ее цена падает. Если у вас хороший слух, подобрать систему с идеальным тембральным балансом можно относительно недорого, за 1,5-2 тысячи долларов. А собрать АС, которая плюс к этому хорошо «передает» пространство и прозрачность звучания, очень сложно даже за 10 тысяч. Здесь самое время остановиться и попытаться исключить из своего круга общения тех товарищей, у которых дома стоит более навороченная система. Потому что страдать по-настоящему человек принимается, когда слышит звучание своей любимой пластинки на еще более дорогой акустике. Ему начинает казаться, что его собственная «не звучит», а это уже первые симптомы опасной болезни. Вложение денег в очередные дорогущие финские провода, на мой взгляд, смысла не имеет и на поверку оказывается «сфинством» по отношению к самому себе. И вот тут новоиспеченный аудиофил понимает, что тумбочку под колонками хорошо бы поменять, а обои в комнате переклеить…
Дальше – больше, ждите «продолжения банкета»… UP
Как выяснилось на одной из берлинских выставок, идеального звука достичь в принципе невозможно. Это стало понятно в результате эксперимента, когда акустическая система за три миллиона немецких марок не смогла заменить живое исполнение джаза. Да это и неслучайно, ведь на качество
записи звука влияют многие факторы, например размеры студии и количество людей в ней, расположение микрофонов и покрытие стен. К тому же у каждой звукозаписывающей компании своя аппаратура и свои звукорежиссеры, поэтому всевозможных вариантов записи одного и того же произведения в принципе может получиться миллионы. А близко к идеальному звучанию инструментов могут «играть» только очень дорогие системы, да и то не все диски.
Это объясняет огромный ассортимент акустики на прилавках магазинов – универсального варианта нет. Есть акустика, специально предназначенная для домашнего кинотеатра, когда нужно корректно воспроизводить выстрелы, взрывы или рев Кинг-Конга и при этом своевременно обеспечивать отвод тепла от катушек динамиков. А есть иная акустика, которая в небольшом помещении способна передать все оттенки звучания джазовых композиций. То же самое можно сказать об АС для симфонической музыки. В ней используются много динамиков, которые распространяют звук в разные стороны, создавая эффект объема, необходимый для целостного восприятия симфонического оркестра.
Зачастую производители акустики предлагают нам колонки, сама идея которых доведена до абсурда. Например, специально адаптированные под джаз или под скрипки. Есть вариации для духовых инструментов. Причем АС, предназначенная для скрипичных, не блещет при воспроизведении духовых. А пленочная акустика зачастую отлично справляется со струнными и намного хуже «дружит» с саксофоном. Но неужели обыкновенному меломану все это нужно?
Общеизвестно, что АС в зависимости от акустического оформления их корпуса разделяют на несколько типов: закрытые, с фазоинвертором и со звуковым лабиринтом. Наиболее простой – корпус закрытого типа, основными преимуществами которого являются простота конструкции и хорошие переходные характеристики по частотам, а изъяном – трудность получения достаточно низкой граничной рабочей частоты. Последнее происходит в результате увеличения общей упругости воздушного пространства по всему объему колонки, что в конечном счете приводит к повышению нижней рабочей частоты и, соответственно, уменьшению уровня ее звукового давления в нижней части рабочего диапазона АС. Другими словами, с глубоким басом можно попрощаться. Однако с этой напастью удалось справиться в аудиосистемах с фазоинвертором, где «внутренний» мир колонки имеет связь с «внешним» при помощи выходного отверстия этого самого фазоинвертора. Зачем это сделано и какую пользу приносит эта «дырка от бублика»? Столь простое конструктивное решение позволяет произвести инверсию фазы звукового колебания, испускаемого тыльной стороной излучателя акустических волн. Перевернутая волна на выходе фазоинвертора суммируется с волной от фронтальной стороны диффузора, что и позволяет существенно увеличить уровень звукового давления на низких частотах.
Этот тип акустического оформления самый популярный, ведь девять из десяти АС, которые сходят с конвейера микроэлектронных гигантов, имеют фазоинвертор. Есть, правда, и у такой акустики свои изъяны: худшие по сравнению с системами закрытого типа переходные характеристики по частотам и «непростое» согласование АС с усилителем. Фазоинвертор нельзя настроить, подкрутив те или иные регуляторы, он буквально живет по своим понятиям, поэтому и время нарастания фронта звуковой волны, и длительность затухания колебаний зависят только от акустической добротности фазоинвертора. На слух это воспринимается так: барабаны дают «бухающий», литавры – «глухой», а щипки контрабаса – «размытый» звук. Но в большинстве моделей АС преимущества от использования фазоинвертора для большинства покупателей перевешивают недостатки – ведь мало кто может отказаться от глубокого акустического баса.
Что же касается последнего типа акустического оформления типа «лабиринт», то он распространен существенно меньше. Принцип его действия основан на том, что тыльная сторона диффузора ведет акустическую волну по зигзагообразному ходу, образованному рядом перегородок, – звуковому лабиринту. Его длина определяется примерно как половина длины волны на нижней граничной частоте АС. Таким образом, колебания на выходе из лабиринта будут совпадать с колебаниями от фронтальной стороны диффузора.
Если вам случалось общаться с каким-нибудь ретивым аудиофилом, наверное, вы задавались вопросом, действительно ли дорогущие кабели играют настолько большую роль в звучании акустики? Сказать по чести, колоночные кабели, купленные за бешеные деньги, – это скорее дань статусу, откровенные понты и, наконец, просто каприз особо ушлых товарищей. Нет, конечно, стоимость материалов, из которых они делаются, действительно впечатляет, но не настолько, чтобы можно было продавать их по цене от нескольких сотен долларов за метр и выше. Здесь гораздо больше привлекает аудиофилов ощущение эксклюзивности. Например, им греет душу, если кабель изготавливается специально под заказ с ручной пайкой в вакуумной камере, или, скажем, их прельщает качество оказываемого сервиса: доставка из-за кордона авиатранспортом (причем сами провода, как правило, упаковываются в коробку из дерева, обтянутую шкурой какой-нибудь горной козы). Да в конце концов, купив аудиосистему за 200 тысяч «уев» (бывает и такое), неужели они будут довольствоваться какими-то убогими проводками по цене 200 долларов за метр? Нет, конечно! Здесь без элитных кабелей никак не обойтись… Кто-то назовет это бездарной тратой денег или, на худой конец, причудами «богатеньких буратин», иные же будут настаивать, что экстравагантные покупки только подчеркивают статус их владельцев, – в любом случае каждый, так или иначе, будет прав.
Вы возразите, почему же тогда цены на профессиональные кабели по сравнению с аудиофильскими не зашкаливают? Ответ достаточно прост: профи не надо лизать со всех сторон, когда они приходят в аудиосалон (в рифму получилось случайно, честное слово), – они не требуют VIP-сервиса. Для них гораздо важнее практическая значимость проводов, а никак не имиджевая. Кроме того, задаваясь извечным рыночным вопросом «А кому это выгодно?», отмечу, что в раскрутку профессиональных проводов не вкладывается столько денег, сколько тратится на всякие промоушены дорогих кабелей для high-end-аппаратуры, коими пышут глянцевые аудиоиздания по всей стране. Ну и, наконец, профессиональные кабели не блещут той показной «элитарностью», за нее-то в основном и дерут немалые деньги продавцы устройств «элит-класса». Поэтому на практике добротный профессиональный кабель стоимостью 5-10 долларов за метр по качеству лучше, чем более дорогой «бытовой» проводок. Вполне понятно, что для недорогих аудиосистем начального и среднего уровней профессиональные (и вместе с тем, заметьте, недорогие) кабели – наиболее рациональный выбор. Однако и про «бытовые» колоночные провода забывать не стоит, поскольку и среди оных встречаются немало достойных персонажей за весьма разумные деньги (3-8 долларов за метр). Главное – чтобы сделаны они были из чистой бескислородной меди и имели достаточную для вашей мощности площадь сечения и качественную обшивку (дабы медь не окислялась). Все остальное – практически бесполезные понты.
Одной из наиболее распространенных ошибок, которую совершают многие меломаны при приобретении «крутой» аудиосистемы, является покупка колонок к ней «на сдачу». Мол, какое это имеет значение? Но среди профессионалов и продавцов электроники существует негласное правило о том, что «колонки должны стоить в пять раз дороже аудиосистемы». Например, если вы покупаете проигрыватель за 200 долларов, то колонки к нему должны стоить не менее 1000. Тогда как на практике обычно бывает иначе: народ покупает дорогущую систему за несколько тысяч вечнозеленых, а колонки к ней – всего за 500. Сами посудите, хорошие колонки будут классно звучать даже в комплекте с простеньким AV-ресивером, в то время как неудачно подобранные зарубят звук на корню даже в самом навороченном high-end-комплексе.
Вся сложность выбора подходящих колонок главным образом заключается в том, что не все характеристики можно определить в числовой форме. Так, например, нельзя задать каким-то параметром реалистичность звучания. Становится ясно, почему человеческое ухо до сих пор остается самым точным инструментом для оценки качества звукопередачи.
Еще одно правило гласит, что «хороших стереоколонок дешевле 500 долларов не существует». Правда, есть и исключения стоимостью около 100 долларов с реалистичным звучанием и приличными басами, но они встречаются чрезвычайно редко и обычно предназначены для запудривания мозгов прессе, а в продажу идут куда более простые варианты. Случается также, что и стереоколонки за 800 долларов не впечатляют. При выборе акустики не менее важно учитывать реальный динамический диапазон звучания, который задается в герцах. Так, колонки с диапазоном 20-20 000 Гц хорошо басят, а 60-20 000 Гц – басят «не очень». К примеру, даже при большой мощности, скажем 100 Вт, никаких басов вы практически не почувствуете, если диапазон лежит в пределах 150-20 000 Гц. Поэтому не стоит гнаться за выходной мощностью, ведь для дома в большинстве случаев хватает и 20 Вт на колонку, гораздо важнее реальная широта диапазона (20-20 000 Гц как минимум).
Если Вы испытываете затруднения в установке домашнего кинотеатра, то лучше вызвать мастера по настройке аудиоаппаратуры, так как неправильное конфигурирование системы может привести к дорогостоящему ремонту. Наиболее дорогими компонентами системы домашнего кинотеатра является устройства вывода изображения (плазменная панель или жк телевизор). Самым дешевым при ремонте домашнего кинотеатра является DVD-проигрыватель.
Для настройки правильноого распределения звука в помещении может понадобиться помощь специалиста.