Улица гобеленов

«Ничто не сможет лучше, чем это искусство, служить одновременно и украшением, и противоядием функциональной и утилитарной архитектуре, к которой мы приговорены. Оно оживляет архитектуру, внедряет плотное и спокойное творение человеческих рук и очарование изобретательного творческого духа, который непрерывно возрождается при помощи новых материалов и старых приемов текстиля, – может быть, самого древнего из всех искусств, предлагаемых нашей цивилизацией».

Клод Леви-Строс, социолог, этнограф, историк.

Вопреки распространенному мнению, тенденции интерьерной моды становятся все более и более предсказуемы: на фоне расцвета инкубаторного hi-tech и прохладного минимализма возрастает интерес декораторов к теплому и благородному виду прикладного искусства – к гобеленам.

Итак, утвердившись в жанре высокого искусства, шпалеры (они же – гобелены) возвращаются в интерьер.

Шпалеры, гобелены, таписерия

Как и все первые вещи в мире, гобелены появились в Древнем Египте – их фрагменты были обнаружены в качестве обоев из египетских захоронений. Понятия «гобелен» еще не существовало, такие ткани назывались «коптскими». Что примечательно, большинство приемов плетения, изобретенных в III–XII веках коптскими ткачами, используются и сегодня. В Европе шпалеры впервые появились в Германии, создавались они в небольших мастерских или в монастырях. Огромные тканые полотна служили не столько для украшения, сколько для утепления холодного каменного жилища. Само слово «шпалера» – немецкое Spalier – означает безворсовый, как правило, настенный ковер с сюжетным, орнаментальным или пейзажным изображением, выполненный вручную.

Слово «гобелен» появилось позднее, после 1662 года, когда в Париже от-крылась королевская мануфактура семейства Гоббеленов. Красильщик Жилль Гоббелен прибыл в царствование короля Франциска I из Реймса в Париж, основал неподалеку от города красильню для шерсти. Впоследствии его наследники продолжали развивать это заведение и прибавили к нему ковровую ткацкую. Позже Людовик XIV купил и красильню, и ткацкую, наделил их статусом, щедро одарил новым зданием и деньгами на содержание мануфактуры. Фактически это была придворная мастерская: так как никто в стране, кроме короля, не мог позволить себе купить эти безумно дорогие произведения искусства, то они и не поступали в продажу, а шли прямиком на украшение королевских дворцов и подарки за границу. Таким образом, мануфактура существовала как художественное учреждение, не принося никакого дохода. Впоследствии все шпалеры, созданные на этой фабрике, стали называть «гобеленами» (les gobelins), а еще позднее обыватели начнут называть так все тканые безворсовые ковры-картины, вне зависимости от места производства. Это не совсем верно: если нет уверенности в том, что родина полотна – Франция, то правильнее применить слово «шпалера», а не «гобелен».

Есть еще один, менее распространенный термин для обозначения художественного текстиля, правда, в более широком смысле – «таписерия». Это слово греческого происхождения: «тапес» по-гречески означает ковер, скатерть, покрывало. Отсюда произошло обозначение в различных европейских языках сначала произведений коврового ткачества, а затем и шпалерного. Таписериями называют полотна, представляющие собой некоторый симбиоз пластики с ткацким ремеслом, полотна, зачастую не имеющие ничего общего ни со шпалерным ткачеством, ни тем более с гобеленом и выступающие чаще представителями монументальной и театрально-декорационной области искусства, чем прикладной.

В России исторически принято использовать термины «гобелен» и «шпалера». Оба обозначения вошли в русский язык в XVIII веке, когда в 1717 году была основана первая петербургская шпалерная мастерская с приглашенными французскими мастерами. XVIII век был временем расцвета ткацкого искусства. Мануфактура в Бове становится известной во всей Европе, самые именитые художники мира стремятся создавать свои картоны (шаблоны, эскизы, по которым впоследствии создается шпалера) для ткацких мастерских. В Испании начинает свою работу мастерская Санта-Барбары, основанная Филиппом V Бурбоном. В последней четверти восемнадцатого столетия эта мануфактура приобретает подлинную известность благодаря тому, что в качестве художника здесь работал Гойя. С 1774 по 1791 он написал 45 картин, служивших картонами шпалер для убранства королевского дворца. Появились первые школы профессионалов-гобеленщиков непосредственно при мануфактурах: нигде больше не учили этому ремеслу, слишком большим количеством специфических знаний и способностей требовалось обладать будущим мастерам.

Дорого и бесценно

В механическом отношении техника плетения шпалер очень проста, но требует от создателя полной сосредоточенности и безукоризненного терпения. Только представьте: ткачу необходимо воссоздать с помощью нитей картину, писанную масляными красками, причем оригинал обычно очень сложный, созданный известным живописцем. Мастер должен быть сведущ в рисунке, колорите, светотени, а помимо этого, еще и владеть спецификой ткацкого дела, уметь ловко совмещать нити не только разных оттенков, но и разной фактуры, шелк с шерстью, например, для передачи определенного эффекта. Если мы говорим об эксклюзивной работе, когда основа ткани вручную опутывается разноцветными нитями, то на создание 28 кв. см у профессионала уйдет весь день. На 4–5 кв. м рисунка – 300 дней. За счет этого цена подлинного гобелена очень высока. В России – от $1000 за кв. м, в Европе – от $3000. Более того, в России как такового рынка шпалер не существует, и магазинов, где можно было бы купить настоящий гобелен, – единицы, зачастую художники-одиночки делают полотна на заказ «по вашему эскизу».

Только однажды в Москву привозили большую выставку старинных французских гобеленов – в конце июня 2005 года. Были представлены работы XIV–XX веков из легендарной парижской галереи Boccara. Сейчас собрание этой коллекции насчитывает более двухсот экземпляров и по праву считается одним из самых больших в мире. Экспозиция стала одной из самых посещаемых, увидеть своими глазами знаменитые полотна пришла почти вся Москва, посещение выставки входило даже в протоколы проведения деловых переговоров. И современные, и уникальные старинные шпалеры на этой выставке можно было купить. Но сделать этого нашим коллекционерам не удалось: собрание полотен признали контрабандой, а против представителей галереи Боккара в Москве возбудили уголовное дело. Что, безусловно, только подстегнуло интерес ценителей.

Затем, в 2006 году в России прошло целых две выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина – «Западноевропейские шпалеры XVI–XX веков» и «Автор-ская шпалера Гриши Брускина». Разумеется, событие с приглашен-ными журналистами обратило внимание публики как на полотна

известных мастеров, так и на представителя советского авангарда Григория Давидовича Брускина, работающего по классической шпалерной технике. О шпалерах начали говорить всерьез не только как об исторической ценности, но и как об элементе современного дизайна помещений.

Интерес к старинному ткачеству во всем мире повысился еще и благодаря прошедшей в 2002 году в Нью-Йорке выставке «Гобелены эпохи Возрождения: искусство и великолепие». «Шквал звонков после выставки от людей, интересующихся самым дорогим видом искусства того времени», – говорит Симона Блоу. Ее отец Войтек Блоу был известным продавцом и коллекционером гобеленов. Благодаря ему

старинные подлинники есть в частных коллекциях Дастина Хоффмана, Стивена Спилберга, в Белом доме. На аукционе Sotheby's его собрание работ почти сразу после выставки в Нью-Йорке ушло за $4,8 млн долларов.

Бешеный спрос на гобелены среди современников вызван еще и, как ни странно, модой на большие дома в США. Огромные пространства довольно трудно декорировать в минималистичной манере, а свежие идеи и нестандартные решения необходимы как воздух. Американские арт-дилеры говорят, что им случается продать по пять гобеленов за один раз, и это нонсенс в области продаж такого специфического свойства.

Миллиардеры из Microsoft, издатели, продюсеры и манекенщицы с мировым именем, оказывается, живо интересуются изображениями рыцарских поединков, единорогов и прекрасных дам, вытканных вручную серебряными и золотыми нитями.

Поразительно, что недавно в Белоруссии (!) открылся «Первый Гобелен Клуб», создатели которого убеждены, что «паркер, роллс-ройс и гобелен – вещи одного порядка». Клуб собирает художников,

выставляет их работы, приглашает людей, которых интересует само понятие «гобелен». Директор по маркетингу и рекламе этого проекта искренне болеет за возрождение традиций этого вида искусства и продвижение имен современных мастеров.

Очевидно, что мода на шпалеры возвращается. Дизайн современного интерьера становится более «мягким», «теплым». Авангард, обнаженные стены, техногенные стилизации в обустройстве жилища стали уже практически массовым скучным продуктом, а суровые, минималистичные решения в архитектуре провоцируют на классические ходы в оформлении внутреннего убранства дома. Возникает естественная потребность в уюте, в произведениях кропотливой ручной работы. Эксперты аукционов и арт-дилеры утверждают, что даже во вкусах покупателей произошла перемена: если раньше пользовались спросом шпалеры с изображением природы, пейзажей и цветов, то сейчас в ходу полотна с библейским и историческим сюжетом. Современные художники больше не стремятся создать нейтральные картины с ярким геометрическим рисунком, который бы органично смотрелся в hi-tech-обстановке. Кстати, подобные шпалеры были в одно время в моде, но, поскольку они бесконечно тиражировались машинным способом, то особенной культурной ценности не несли и были чем-то вроде фактурного постера на стену. Многие дизайнеры уже не отвергают возможности декорирования офисных помещений шпалерными полотнами. «Например, гобелен по картине Малевича «Черный квадрат» найдет свое место даже в самом строгом офисе», – уверен владелец петербургского интерьерного салона, пожелавший остаться неизвестным.

Мария КРУГОВАЯ
Фотографии Семена СОБАКИНА

Услуги багетных мастерских

Большой выбор багета и паспарту, качественные материалы для оформления работ, современные технологии изготовления багетных рамок, творческий подход к оформлению, присущий нашим сотрудникам, небольшие сроки выполнения заказов – главные характеристики нашей багетной мастерской. В Москве много замечательнх багетных мастерских и наша мастерская занимает достойное место среди лучших из них.

Некоторые багетные мастерские предлагают полный сервис - от выезда сотрудников на дом или в офис для замеров и доставки готового заказа до монтажа оформленной картины на стене.

Виды работ багетных мастерских:

Подвесные системы

Для подвески картин можно использовать перлоновую леску, которая крепится на рейку из металлического профиля. В случае необходимости можно просто передвинуть картину в нужное место. Самое главное, что сверлить дырки в стене придется только один раз - при монтаже подвесной системы для картин.

   

   

Как повесить постеры

Подвесные системы для постеров

Вывешивать постеры можно как в «чистом» виде, так и используя различные, художественные аксессуары – рамки, подрамники, багет, паспарту.

В наше время проблема развески картин, фотографий, постеров и плакатов легко решается с помощью подвесных систем.

Если у вас много фотографий или постеров в едином стиле, можно организовать домашнюю фотогалерею. Для этого прямо под потолком по всей длине свободной стены нужно закрепить металлическую штангу с подвижными крючками. Подвесная система позволит развесить постеры один под другим на прозрачной леске. Такую композицию время от времени можно менять, добавляя фотографии или постеры, вешая их на разной высоте и в разнообразных сочетаниях. Важно, чтобы внешние края собрания постеров образовывали четкий, правильный прямоугольник. Это придаст композиции уравновешенность.

Подвесная система из алюминиевого профиля легко монтируются и демонтируются самостоятельно. При этом Вы легко можете перемещать постеры вправо-влево, вверх-вниз по стене без видимыъх усилий.

Профессионально повесим картины, фотографии, плакаты и постеры из Вашей коллекции. Системы для подвески постеров, фотографий, картин (Nielsen, ArtiTeq). Консультации, расчет, доставка, монтаж, установка.

Тросовые системы для подвеса постеров

Тросовые системы для подвеса постеров это лёгкие, ажурные конструкции на основе троса и специальных креплений. Тросовая система включает в себя крепежную фурнитуру и акриловые планшеты различных форматов. Использование различной фурнитуры позволяет реализовать мультипланшетную или многорамочную тросовую систему различной комплектации. Планшеты могут быть как портретного так и альбомного расположения. Конструкция планшета позволяет осуществлять быструю замену информации без демонтажа. Вместо акриловых планшетов можно использовать алюминиевые рамки. Возможные варианты крепления: пол-потолок, стена-стена, стена-пол, стена-потолок. Материал фурнитуры - нержавеющая сталь, сатинированный алюминий. Материал планшетов - акрил 2,0 - 3 мм. Держатель троса: трос 1,6 мм, длина 4 м в комплекте с универсальными элементами крепления. Планшеты стандартных (А4, А3, А2, А1, В2) и нестандартных форматов. Рамки стандартных (А4, А3, А2, А1, В2) и нестандартных форматов. Возможные варианты крепления:

  1. стена-cтена;
  2. стена - пол;
  3. пол - потолок;
  4. потолок - стена.

Тросовые системы – это растяжки «пол-потолок» или «стена-стена», на которых последовательно закреплены рамки для постеров. Тросовые системы – это современное решение для размещения информации в пространстве. Тросовые системы применяются в интерьерах самого различного назначения: в торговых залах и больших витринах, где нет возможности настенного крепления. Очень успешно используют тросовые системы в офисах и в арт-галереях, так как этот способ размещения фотографий, картин, постеров очень удобен и оригинален. Тросовые системы используются также в качестве декораторского приема для зонального деления интерьеров.

Система "пол-потолок" обеспечивает широкие возможности по созданию различных презентаций, как на стенах, так и внутри самых различных помещений (в том числе и в витринах).

Тросовая система незаменима для демонстраций картин, постеров, плакатов и фотографий в местах с ограниченной площадью развески на стенах. Систему "пол-потолок" эффективно использовать в больших помещениях (с помощью неё удобно разграничивать пространство в помещениях с большой площадью).

Что такое постер?

Слово постер (от англ. poster) - обозначает плакат или афишу рекламного характера. Постер – это большое, яркое изображение, заключающее в себе некоторую визуальную идею или образ. Прямым предком постера, является плакат, который прочно вошел в обиход в 19 веке. Изначально черно-белые плакаты носили агитационною роль и были весьма безыскусны в исполнении. Но с возникновением цветной полиграфии плакаты стали активно использоваться в рекламных целях.

В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью. Плакат возник во 2-й половине XIX века в результате эволюции от шрифтовых театральных афиш и объявлений, на которых все большее место занимали орнамент и фигурные изображения. В большинстве плакатов этого времени в основном используется большое количество орнаментально-декоративных композиций (стиль модерн).

Под влиянием работавших в «плакатном» жанре художников (Тулуз-Лотрек, Стейнлен, Грассе, Брэдли, Пенфилд, Фишер) плакаты приобрели свои характерные и узнаваемые черты: предметность, использование силуэтов и ярких, цветовых пятен, обобщенность форм, гротескность.

Постеры это не только рекламные плакаты, но и произведения искусства, оформленные тем или иным образом и являющиеся одним из основных элементов украшения интерьера. С помощью постеров помещения легко стилизуются, их можно использовать в дизайне интерьера любого стиля (классика, ар-деко, модерн, хай-тек).

Используя для оформления помещений стильные постеры, им легко можноо придать нужное настроение, атмосферу. Дизайнеры любят использовать постеры в интерьере еще и потому, что они универсальны и подходят для любого типа интерьера – будь то квартира, офис, салон красоты или парикмахерская, кафе иле ресторан, помещение магазина или площадка в торговом центре.

Стиль интерьера

Обязательно нужно принять во внимание стиль интерьера. Картина или постер должны не только не противоречить ему, но и подчеркивать стилистическую идею. Классический пейзаж в массивной золотой раме окажется неуместным в современном интерьере, а абстракция, построенная на динамике линий и цвета, будет нелепо выглядеть по соседству с резной мебелью под старину. Гармонично вписаться в общую цветовую тональность помещения должен и колорит постера. Постер можно «растворить» в общей цветовой гамме, или сделать акцентом в интерьере, используя контрастные цвета.

Размеры постера

Строгих правил для размещения постеров в интерьере не существует – здесь все индивидуально. Можно сформулировать лишь несколько рекомендаций:

Размеры постера и проработанность деталей определяют размеры помещения и расстояние, с которого постер будет восприниматься. Для просторных помещений хороши постеры большого размера, а для маленьких пространств – несколько небольших стильных постеров.

Достаточно большие постеры (размером 60х90 или 90х120) более выигрышноо смотрятся, когда им отводится солирующая роль на стене. Более мелкие постеры неплохо смотрятся в группе, особенно если они подобраны по цветовому и стилистическому решению. Гармонично смотрится группа из четного количества постеров, расположенных в форме квадрата, прямоугольника.

Расположение постеров в помещении чаще всего диктует сам интерьер, например, когда нужно заполнить пустое пространство стены. Но иногда есть возможность выбора вариантов расположения постера. В этом случае нужно учесть, что один тот же постер будет смотрться по-разному, в зависимости от освещенияи и колорита стены.

Важно подбирать постер таким образом, чтобы его цветовое решение не только не противоречило общему убранству комнаты, но и подчеркивало его. Например, крупный и яркий постер, выполненный в духе абстрактной картины, может стать главным акцентом минималистического интерьера в пастельных тонах.

Тематика постера

Главное, выбрать подходящую тематику и способ оформления работы. Что касается тематики, то постеры могут быть самые разные, наиболее популярны пейзажи, городские виды, архитектура, часто используются фотографии животных, фото цветов, натюрморты. Если говорить о стилях, то существуют так называемые арт постеры - репродукции картин известных художников, различные работы, выполненные в том или ином стиле изобразительного искусства, ретро постеры – старые рекламные афиши, фотографии, картинки, фото-постеры – черно-белые и цветные фотографии. В последнее время очень активно развивается такой жанр, как компьютерный арт (digital art) – цифровое искусство, соединяющее в себе фотографию, компьютерную графику, 3D. Выбирая постеры для создания интерьера, нужно обязательно учитывать тематику и стиль исполнения, так, чтобы они органично вписывались в атмосферу помещения.

На сегодняшний день сюжетное разнообразие постеров поистине огромно. Это и репродукции известных полотен великих мастеров, портреты известныых людей и интересные изображения животных, урбанистические и естественные пейзажи, сцены из кинофильмов и анимации. При желании в постер можно превратить любое интересное или оригинальное изображение.

Пейзажи в дизайне интерьера

Высокое качество печати дает возможность передать всю красоту пейзажей настолько достоверно, что пейзажи на постерах выглядят ещё привлекательнее, чем настоящие. Благодаря постерам, эти пейзажи будут всегда радовать ваш глаз. Для того чтобы создать полную иллюзию окна в природу, можно использовать подсветку и декоративное обрамление. Преимущество постеров состоит еще и в том, что можно регулярно и оперативно менять изображения пейзажа в зависимости от настроения или времени года.

Постеры городов в дизайне интерьера

Постеры (фотографии большого размера) площадей и улиц города смотрятся в интерьере как дополнительное «окно». Важным свойством фотографии является подлинность запечатлённых событий. Постер города с его неповторимой архитектурой несёт в себе художественное обобщение. Оформление интерьера постерами и фотографиями городов - это уникальная возможность создания индивидуального дизайна квартиры, офисного помещения, зала ресторана или кафе.

В большинстве салонов и магазинов, занимающихся продажей постеров, имеются разделы с постерами городов. Например, можно найти постеры Нью-Йорка, постеры Парижа и Петербурга. Также имеются большие коллекции постеров Москвы, где изображены достопримечательности столицы России.

Выбор оформления постера

По исполнению постеры тоже можно разделить на несколько разновидностей: по используемому печатному материалу и типу оформления. Оформление постера может быть разным – просто отпечаток (принт), заламинированный отпечаток, отпечаток, наклеенный на жесткую основу (пенокартон, оргалит) методом вакуумной накатки. Часто постеры вставляют в рамку и помещают под стекло. Выбор оформления постера зависит от тематики, арт-постеры, например, чаще всего печатают на холсте, ламинируют с использованием текстурного геля (придавая работам схожесть с живописью) и затем обрамляют в багет. Графику или фотографии печатают на бумаге или пленке, оформляют с использованием паспарту, вставляют в рамку со стеклом (обычным или антибликовым).

Эксклюзивные авторские постеры

В современных домах постер выполняет ту же роль, что и картины. Но это значительно более экономичный вариант. Постеры - это качественные изображения, которые по силе их воздействия на человека практически не уступают оригиналам, оставаясь вместе с тем недорогими и доступными. При выборе картин и постеров для своего интерьера, помимо тематики и способа оформления, необходимо учитывать такой фактор, как эксклюзивность работ, а именно, их тираж. Существуют растиражированные постеры, которые продаются огромными тиражами по всему миру, ценность таких работ невелика. Они, несомненно, украсят интерьер, но не придадут ему уникальности. Более ценными являются авторские работы, которые продаются небольшими или ограниченными тиражами с эксклюзивной подписью автора. Такие работы сделают дизайн интерьера оригинальным и неповторимым.

Арт-постеры

Арт-постеры выполняются в технике струйной печати "Giclee" (giclee - от франц. Распыление) . Арт постер Giclee - это малотиражный графический лист, копия с оригинальной картины художника, выполненная методом струйной печати на льняном холсте со специальным покрытием. Такое покрытие обеспечивает цветостойкость постера до 75 лет. Отпечатанные на холсте копии практически неотличимы от живописных оригиналов. Если есть желание «состарить» полотно, то и это не проблема. Специальный гель наносится поверх изображения и добавляет кракелюр на поверхность холста, придавая тем самым изображению неповторимый и колоритный рельеф. Оформляется постер точно так же, как и оригинальная картина - холст натягивается на подрамник и затем вставляется в рамку из подходящего багета.

Оформление постера без рамы

Кроме того не так давно появилась тенденция натягивать полотно на подрамник таким образом, что бы края изображения закрывали боковые стороны подрамника. Этот метод широко применяется в Европе для оформления современных картин и успешно используется для украшения лаконичных и даже аскетичных интерьеров. В этом случае рама является излишним, отвлекающим моментом.

Где можно купить постеры?

Продажа постеров осуществляется в интернет-магазинах, художественных салонах, картинных галереях, в багетных мастерских. Как правило там, продаются уже готовые, обрамлённые в багет работы. Если же вы предпочитаете самостоятельно выбрать оформление для постера, то лучше купить постер в специализированном интернет-магазине и затем оформить его одной из багетных мастерских. Разнообразие стилей багета в настоящее время настолько велико, что способно удовлетворить любого заказчика. В Москве можно найти несколько мастерских занимающихся изготовлением постеров на заказ. Предоставив свои изображения и оговорив необходимые размеры, вы можете получить поистине уникальные работы.

Где можно оформить постер?

В багетных мастерских Вам помогут подобрать раму, паспарту или выбрать любой другой вариант оформления.

В ассортименте нашей мастерской достаточно широкий выбор багета и паспарту. В офисе багетной мастерской на Проспекте Мира (центр Москвы) представлена коллекции деревянного багета самых различных стилей – от классического и барокко, до модерна и хайтека. Каждый вид багета изготавливается в одном стиле, но может иметь различную ширину (высоту) и различные варианты цвета покрытия. Рамки могут быть разного размера, но одного стиля и цвета. Рамки могут быть различного стиля, но одного цвета. Рамки могут быть в одном стиле, но различного цвета.