Виппер Борис Робертович.
Введение в историческое изучение искусства.
Живопись и скульптура
Материалы и техника живописи
Пастель
Акварель и гуашь
Фресковая живопись
Темпера и масляная живопись
Происхождение масляной живописи
Колорит
Формат и рама
Рама
Основная дилемма живописи
Живописные методы: от плоскости к пространству
Живописное восприятие мира
Открытие законов перспективы
Концепция пространства в китайской и японской живописи
Восприятие пространства в средневековой живописи
Перспективное изображение пространства
Композиция картины
Значение времени в концепции живописца
Подчинение пространства времени
Воплощение времени в живописи и графике
Историческая живопись
Пастель
Пастель
Пастель. Названа так от итальянского слова "pasta" - тесто (так выглядит незасохшая масса
пастельных красок).
Пастель состоит из обычных красочных пигментов, но отличается тем, что имеет мало связующих веществ.
Пастельные карандаши должны быть сухими и мягкими, чтобы можно было перекрывать один слой другим.
Дефект пастели: она
очень чувствительна к мелким повреждениям, легко стирается, осыпается и т. п.
Преимущества пастели - в большой свободе радикальных изменений: она позволяет снимать и перекрывать целые
слои, в любой момент прекращать и возобновлять работу.
Пастель допускает съемные тонкие
слои, втирание краски пальцами или особым инструментом, достигающее тончайших, нежнейших
переходов тонов.
Колористические границы пастели определяются тем, что
пастельный карандаш допускает только
кроющие (
пастозные), но не прозрачные краски, поэтому грунт не просвечивает и не принимает участия в
колористических эффектах пастели .
Пастель очень богата поверхностным светом, но очень бедна внутренним светом. Поэтому ее
краски производят несколько приглушенное, матовое впечатление. Именно эти свойства
пастели привлекали к ней, по-видимому,
мастеров рококо (Розальбу Каррьера). Иногда в художественных кругах появлялось некоторое предубеждение против
пастели (напомним слова Дидро, обращенные к Латуру: "Подумай, друг, что ведь все твои работы только пыль"). Иногда
пастель называли
"живописью дилетантов", упуская из виду, что в
технике пастели созданы выдающиеся
художественные шедевры. Теоретически происхождение
пастели следует относить к концу XV века, когда впервые появляются итальянский
карандаш и
сангина, когда пробуждается интерес к цветной линии и комбинациям нескольких тонов в
рисунке. Термин же
"pastello" впервые применяется в трактате Ломаццо в середине XVI века. В течение всего XV века
пастель находится как бы в потенциальном состоянии, не переступая традиций чистого
рисунка. Но в это время все усиливаются
живописные тенденции, растет тяга к большим форматам, к размаху
композиции, к иллюзии пространства и воздуха. Последний, решающий шаг делается в начале XVIII века: с одной стороны, совершается бифуркация к технике трех карандашей, с другой стороны - вся плоскость бумаги закрывается красочным слоем, и наряду со штриховкой начинает применяться
втирание красок. Характерно, что и теперь главный стимул идет из Италии: первым
мастером настоящей пастели можно назвать венецианку Розальбу Каррьера, которая в Париже в 20-х годах XVIII века становится знаменитой своими
портретами знати. XVIII век -
расцвет пастели. Ее крупнейшие
мастера - Шарден, Латур, Лиотар. Затем
классицизм решительно
отвергает пастель, как технику слишком нежную, бледную и лишенную решительности линий. Но во второй половине XIX века
пастель переживает некоторое возрождение в творчестве Менцеля, Мане, Ренуара, Одилона Редона и особенно Эдгара Дега, который открывает в
пастели совершенно новые возможности -
сильную линию,
звучность краски и
богатство фактуры.